Более подробно изучить существующие алгоритмические конструкции можно на следущем электронном ресурсе: Основы алгоритмизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teacher.dn-ua.com/CPP/cpp.html – Загл. с экрана.
http://teacher.dn-ua.com/CPP/cpp.html
Все данные, используемые в программе, можно разделить на две группы: константы и переменные. К первой группе относятся данные, не изменяющие своего значения в ходе выполнения программы, данные второй группы могут изменять свое значение.
Как константы, так и переменные могут быть различных типов, которые определяют их структуру, набор допустимых значений, правила использования и способ представления в компьютере. Иерархию типов данных можно представить следующей схемой.
Переменная простого (скалярного) типа в любой момент времени хранит только одно значение. В отличие от простых переменных, переменные составного (структурированного) типа одновременно хранят несколько значений.
Целые и вещественные переменные предназначены для хранения чисел, символьные переменные – это также числовые переменные, они хранят ASCII коды символов. Указатель – это переменная, значением которой является адрес объекта (обычно другой переменной) в памяти компьютера. Таким образом, если одна переменная содержит адрес другой переменной, то говорят, что первая переменная указывает (ссылается) на вторую.
Массив – это группа элементов одинакового типа (double, float, int и т. п.). Из объявления массива компилятор должен получить информацию о типе элементов массива и их количестве.
Структура – это совокупность элементов, объединенных под одним именем. Структура представляет собой составной объект, в который могут входить элементы различных типов. Для каждого элемента выделяется своя область памяти.
Перечислимый тип представляет собой набор целочисленных констант, используемых обычно для организаций разветвлений в программе.
Объединение – это совокупность переменных различных типов, использующих одну и ту же область памяти. Объединение подобно структуре, однако в каждый момент времени объединение может хранить значение только одного из элементов объединения. Хотя доступ к этой области памяти возможен с использованием любого из элементов, элемент для этой цели должен выбираться так, чтобы полученный результат не был бессмысленным.
Спецификатор класса памяти определяется одним из 4 ключевых слов языка C: auto, extern, register, static и указывает, во-первых, каким образом будет распределяться память под объявляемую переменную и, во-вторых, область видимости этой переменной, т. е. из каких частей программы можно к ней обратиться.
Спецификатор типа - одно или несколько ключевых слов, определяющих тип объявляемой переменной.
Инициатор задает начальное значение или список начальных значений, присваиваемых переменной при объявлении.
Примеры инициализации переменных:
int i=5;
float f=12.35;
char ch='a';
Несколько переменных одного типа:
int k=0, b=5, d=7;
Объекты с типом const представляют собой данные, используемые только для чтения, т. е. этой переменной не может быть присвоено новое значение: например, const int a=5.
Отметим, что если после слова const отсутствует спецификатор типа, то подразумевается спецификатор типа int.
Ключевое слово void означает отсутствие типа.
В следующей таблице систематизированы основные типы данных языка С:
Тип данных
Размер памяти, бит
Диапазон значений
char (символьный)
от–128 до 127
signed char (знаковый символьный)
от–128 до 127
unsigned char (беззнаковый символьный)
от 0 до 255
short int (короткое целое)
от–32768 до 32767
unsigned int (беззнаковое целое)
от 0 до 65535 (16-битная платформа) от 0 до 4294967295 (32-битная платформа)
int (целое)
16 32
от–32768 до 32767 (16-битная платформа) от –2147483648 до 2147483647 (32-битная платформа)
long (длинное целое)
от–2147483648 до 2147483647
unsigned long (длинное целое без знака)
от 0 до 4294967295
long long int (C99)
от–(263–1) до 263–1
unsigned long long int (C99)
от 0 до 264–1
float (вещественное)
от 3.4E–38 до 3.4E38
double (двойное вещественное)
от 1.7E–308 до 1.7E308
long double (длинное вещественное)
от 3.4E–4932 до 3.4E4932
Bool (C99)
true(1), false(0)
К основным операторам языка C можно отнести следующие:
Название
Обозначение
Оператор ввода данных
scanf ()
Оператор вывода данных
printf ()
Оператор присваивания
=
Кроме того, можно выделить следующие группы операторов:
Знак операции
Операция
*
Умножение
/
Деление
%
Остаток от деления
+
Сложение
-
Вычитание
abs()
модуль вещественного числа
fabs()
модуль целого числа
sqrt(x)
pow(x,y)
xy
<<
Сдвиг влево
>>
Сдвиг вправо
<
Меньше
<=
Меньше или равно
>=
Больше или равно
==
Равно
!=
Не равно
&
Поразрядное И
|
Поразрядное ИЛИ
^
Поразрядное исключающее ИЛИ
&&
Логическое И
||
Логическое ИЛИ
Среда программирования на языке С выглядит следующим образом:
Обратите внимание, что после загрузки главного окна программы, необходимо сначала выбрать команду «Новая программа», после чего в рабочей области у вас появится курсор, и вы сможете набрать текст программы. Для того, чтобы запустить программу необходимо выбрать команду «Запуск и отладка программы».