Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.
7.2.2. Специфические черты.
Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).
Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой стороны деятельности.
7.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму организаций культуры.
В сфере культуры экономический интерес — составная часть многогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии.
Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механизму— максимально возможное согласование творческих и экономических интересов организаций культуры.
Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.
Механизм хозяйствования призван служить средством согласования экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.
7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
7.3.7. Важнейший признак экономической деятельности организаций культуры.
Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.
К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.
К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:
— отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;
— позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.
7.3.2. Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:
— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;
— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых результатов;
— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры.
При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели.
С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).
7.4. Методы управления экономической деятельностью организаций культуры.
Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Существует три вида методов управления экономической деятельностью:
— административные;
— экономические;
— социально-психологические.
7.4.1.Административные методы.
Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
7.4.2.Экономические методы.
Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
7.^.3. Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.
Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на
партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.
7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
— планирование;
— финансирование;
— ценообразование;
— стимулирование.
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системы хозяйствования.
7.5.1.Планирование. Планы могут:
— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.
7.5.2. Финансирование.
По типу финансирования выделяют:
— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников);
— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).
7.5.5. Ценообразование.
Цены на услуги культуры могут быть:
— регулируемыми органами власти;
— свободно устанавливаемыми;
— договорными.
7.5.^. Стимулирование. Стимулирование бывает:
— материальное и моральное;
— индивидуальное и коллективное и т.д.
ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ
Понятие планирования.
Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения.
Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:
философия планирования — основное содержание и направленность плановых документов;
— технология планирования — принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.
При этом технология планирования определяется его философией.
Виды планов.
А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.
Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.
Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.
В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.
Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).
Д) Различают также стратегические и тактические планы.'9 Выработка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование стратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические планы определяют содержание тактических, а последние, в свою очередь, обеспечивают организацию их выполнения.
Принципы планирования.
Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.
Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль перспективных планов. Комплексность:
— учет социально-экономической ситуации;
— преодоление ведомственного подхода к планированию;
— взаимосвязь всех аспектов развития культуры. Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов
и пропорций планов.
Федерализм — сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций.
Непрерывность планирования — планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.
Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.
Этапы развития и методы планирования.
Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его "философии":
— традиционное (директивное) планирование;
— нормативно-целевое планирование;
— программно-целевое планирование.
Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3)
Таблица№3 Этапы и методы планирования
Этапы планирования
Методы планирования
Период наибольшего
Традиционное (директивное) планирование
Экстраполяция
До начала 80-х годов XX
Нормативно-целевое планирование
Нормативный
80-е годы XX века
Программно-целевое планирование
Программный
С начала 90-х годов XX века по настоящее время
Методы планирования.
Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.
Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом— совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)
Программный— разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.
Технологические этапы планирования.
Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.
А) Организационно-подготовительный этап:
— определение круга исполнителей;
— определение сроков разработки;
— информационное обеспечение;
— методическое обеспечение;
Б) Этап разработки проекта плана:
— определение целей и задач на планируемый период;
— выбор круга показателей и нахождение их конкретных значений;
— обоснование механизма реализации плана;
— оформление проекта плана;
В) Этап согласования и утверждения плана:
— согласование плана;
— утверждение плана.
Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:
— информирование общественности о содержании планов (с использованием СМИ, различных технологий РиЬНс Ке1а1ю№з);
— организация контроля исполнения плана.
Директивное планирование.
Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автоматически.
- установление плановых заданий "сверху", регламентация всех сторон деятельности;
- слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспечением;
- игнорирование специфики и реальных потребностей территорий;
— недостаточная обоснованность планов;
- отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям.
В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.
Нормативно-целевое планирование.
Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формировании целевых установок на длительную перспективу.
Достоинства нормативно-целевого подхода:
- усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целевые параметры;
— разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;
— сократилось число централизованно устанавливаемых показателей, появилась самостоятельность в планировании регионов и конкретных организаций;
— повысилась обоснованность планов, так как они стали базироваться на нормах и нормативах;
— предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел "Культура и средства массовой информации");
— считалось, что стратегическую цель можно количественно измерить, причем при помощи какого-то одного показателя;
— предплановый, анализ велся традиционным способом, по подотраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации;
— число централизованно устанавливаемых показателей сократилось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению;
— система норм и нормативов так и не была внедрена на практике. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, невозможностью гарантировать их стабильность в условиях инфляции;
— ведомственный подход к культуре по существу не был преодолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;
— культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании "сверху";
— недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.
В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.
Программно-целевое планирование.
Основной формой планирования должны стать программы культурного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам.
Внедрение программного метода сдерживалось:
— трудностями экономического характера: недостатком финансовых средств, нерегулярностью их поступления;
— инерционностью мышления руководителей органов управления и организаций культуры, недооценкой роли программ;
— отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ. Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного
планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса.
Программно-целевое планирование.
На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).
Перспективное планированиеосуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.
Текущее планированиеосуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).
Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития организации.
Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).
К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы.
Инвестиционный план отражает объемы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры.
Смета — план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность в течение текущего года.