Конечным результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной среды и т.п.
Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании
личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета).
Культура — важнейший ресурс развития страны в целом и отдельных территорий, решения стоящих перед ними социально-экономических задач.
Сложность прямого количественного измерения конечных общественно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невозможность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной результативности культуры. Использование социологического инструментария: опросов, анкетирования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы.
4.2.2. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ.
Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.
Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации — концерт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг.
Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.)
Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Неисключаемость — невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам.
Несоперничество — отсутствие конкуренции в потреблении: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим".
В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага.
Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.
Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.
Услуга — основная форма культурного блага.
Услуга культуры — целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда.
Особенностями услуг культуры являются:
— нематериальный характер производимого эффекта;
— активное участие потребителя в производстве услуг;
— воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;
— пространственно-временная локализация услуг.
12Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика. М., 2000. С. 56.
13Гринберг Р. С, Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика; Рубинштейн А. Я. Структура и эволюция социального интереса. М., 2002.
Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства дано в схеме №214: .
Схема №2
Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства
Сфера культуры
Сфера материального производства
Продукт имеет нематериальную природу (форму), что не исключает его существование на материальных носителях
Продукт имеет материальную природу (форму)
Продукция не поддается точному количественному измерению
Продукция поддается количественному измерению
Производство носит индивидуальный характер
Производство носит массовый, серийный характер
Определяющее значение имеют внеэкономические факторы (эстетические, психологические, социальные и др.)
Определяющее значение имеют экономические факторы
Слабая стандартизируемость услуг в силу их неповторимости и оригинальности
Возможность унификации, стремление к одинаковому набору свойств в каждом изделии
Одновременность производства и потребления и, как следствие, невозможность сохранения и перемещения продукции
Несовпадение производства и потребления, возможность хранения и перемещения продукции
Активное участие потребителей в производстве продукта
Пассивная роль потребителя в производстве продукта
Коллективный характер потребления при сохранении индивидуальности восприятия
Как правило, индивидуальный характер потребления продукта
Эффект от услуг не ограничен во времени
Эффект от продукта ограничен во времени
Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.
Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя.
Появление новых видов культурной продукции — информационных продуктов и услуг, в том числе и виртуальных. Повышение роли "смысловых" продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов).