Методы сбора маркетинговой информации при проведении маркетинговых исследований.
Выделяют три основных метода сбора первичной информации, а именно: наблюдение, опрос, эксперимент.
Наблюдение
Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения
Прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурированное или неструктурированное, осуществляемое с помощью человека или механических устройств
Опрос
Интервьюирование участников рынка и экспертов
Письменный или устный, структурированный или неструктурированный, однократный или многократный, групповой или индивидуальный
Эксперимент
Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов
Полевые, лабораторные
Опросный метод сбора информации
Опрос применяется тогда, когда необходимую информацию исследователь может получить, только задавая вопросы.
Опросный метод находит все более широкое применение в стратегических исследованиях. Преимущества опросов перед альтернативными методами сбора информации, как нам представляется, состоят в следующем:
1) вопросы задаются так, что позволяют суммировать и сопоставить ответы тысяч людей;
2) результаты опроса нескольких тысяч людей могут быть перенесены на все население с подсчитываемой степенью достоверности;
3) техника проведения опроса жестко контролируется, и поэтому такой опрос может быть повторен в любое время для сравнения результатов;
4) большой опрос может быть разделен на части (с репрезентативной выборкой) для анализа и сравнения позиций разных социальных групп населения.
Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом. Технология. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:
разработка, проверка и тиражирование анкеты;
формирование выборки;
инструктаж интервьюеров;
проведение опроса и контроль качества данных;
обработка и анализ полученной информации;
составление итогового отчета.
Виды опроса. Опросы могут различаться:
по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.