«Хват за плечо, первый способ контроля»
1. Оба партнера в положении seiza. Uke захватывает левой рукой правое плечо tori и тянет.
· · Ладонь левой руки uke должна смотреть вниз.
2. Чтобы ослабить силу атаки uke tori двигает правое колено вправо, приподнимается, опираясь на пальцы ног, и наносит левой рукой atemi (metsubushi).
3. Tori захватывает держащую его левое плечо руку uke своей левой рукой и держит ее, как бы направляя тыльную сторону кисти uke к его плечу. Он выводит свое левое колено по диагонали налево и надавливая правой рукой (tegatana), толкает локоть uke вверх вдоль линии, соединяющей плечо и ухо uke.
· · При этом движении tori как бы старается резко толкнуть плечо и tegatana правой руки вперед.
4. Теперь tori делает резкое рубящее движение tegatana вниз, одновременно поворачивая таз влево.
· · Tori не должен допускать потери контакта своего правого плеча и левой руки uke до конца приема, то есть до полного контроля uke.
5. Теперь tori берет локоть uke правой рукой и толкает его по диагонали вправо для правильного завершения приема он ставит свое правое колено под левое плечо uke.
В айкидо, помимо развития физических качеств, большое внимание уделяется развитию shuchu-ryoku - концентрации внимания и силы в одной точке при выполнении приема. Этот вариант kata-mochi ikkajo osae - идеальная техника для развития и того и другого, в ней необходима концентрация силы в районе плеча, и, кроме того, как и любая техника suwari waza, она развивает ноги и таз и требует быстрых, но плавных движений.