Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:
1. Как я могу воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
2. Какие слабые стороны предприятия могут мне в этом помешать?
3. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, мне нужно больше всего опасаться?
Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3).
Таблица 3. Матрица SWOT-анализа
Заполнив эту матрицу (в чем, мы надеемся, вам помогут предложенные нами примеры), вы обнаружите, что:
1. определили основные направления развития вашего предприятия (ячейка 1, показывающая, как Вы можете воспользоваться открывающимися возможностями);
2. сформулировали основные проблемы вашего предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития вашего бизнеса (остальные ячейки таблицы 3).
Теперь вы готовы к постановке целей и задач вашего предприятия. Однако об этом мы поговорим в одной из следующих статей, а сейчас остановимся на наверняка интересующем вас вопросе:
Откуда взять информацию для проведения SWOT-анализа?
На самом деле большая часть необходимой для проведения SWOT-анализа информации уже имеется в вашем распоряжении. В основном это, конечно, данные о сильных и слабых сторонах вашего предприятия. Все, что вам нужно сделать — это собрать все эти разрозненные факты (взяв отчеты бухгалтерии, отделов производства и продаж, переговорив с вашими работниками, владеющими необходимой информацией) и упорядочить их. Будет лучше, если вы сможете привлечь к сбору и анализу данной информации нескольких ключевых сотрудников вашего предприятия, так как в одиночку легко упустить какую-либо важную деталь.
Конечно, информацию о рынке (возможностях и угрозах) получить несколько сложнее. Но и здесь положение не безвыходное. Вот несколько источников, из которых вы можете почерпнуть полезные сведения:
1. результаты маркетинговых исследований, обзоры вашего рынка, которые иногда публикуются в газетах и журналах;
2. отчеты и сборники Госкомстата (информация о численности населения, уровне смертности и рождаемости, половозрастной структуре населения и другие полезные данные);
3. наконец, всю необходимую информацию вы можете получить, заказав маркетинговое исследование у специализированной компании.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
УГРОЗЫ
В
Н
Е
Ш
Н
Я
Я
С
Р
Е
Д
А
1. Высокое качество продукции;
2. Популярные торговые марки;
3. Развитая организационная структура;
4. Широкий ассортимент продукции;
5. Льготные условия поставок;
6. Новые технологии;
7. Сотрудничество с другими компаниями;
8. Хорошие связи с общественностью;
9. Государственная поддержка;
10. Надежный, профессиональный менеджмент;
11. Опыт инновационной деятельности.
1. Продукты-заменители;
2. Новые игроки на рынке;
3. Слабость поставщиков;
4. Жизненный цикл товара на спаде;
5. Смена тенденций спроса;
6. Активность конкурентов;
7. Сезонный спад;
8. Экономический спад;
9. Отсутствие системы долгосрочного планирования;
10. Ограниченные финансовые возможности;
11. Плохо выстроенная политика ценообразования;
12. Плохое знание рынка;
13. Отсутствие маркетинговой стратегии;
14. Слабый информационный обмен в компании.
ПРЕИМУЩЕСТВА
НЕДОСТАТКИ
В
Н
У
Т
Р
Е
Н
Н
Я
Я
С
Р
Е
Д
А
1. Большой опыт;
2. Высокое качество продукции;
3. Высокая известность компании;
4. Высокие продажи;
5. Лидерство в отрасли/сегменте;
6. Инновационные технологии, патенты;
7. Низкая себестоимость;
8. Удовлетворенность клиентов;
9. Отработанные бизнес-процессы;
10. Сплоченный коллектив;
11. Качественное оборудование;
12. Широкий ассортимент
13. Потенциал маркетинга;
14. Быстрая обработка заказов.