русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Экономические системы: основные ступени развития


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 4272; Нарушение авторских прав


Экономические системы (economic systems) — это совокуп­ность взаимосвязанных экономических элементов, образующих оп­ределенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Историческая классификация экономических систем должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриаль­ные экономические системы (см. рис. 2.6).

 

 

Рис. 2.6. Историческое развитие экономических систем

 

Границами, отделяющими экономические системы друг от дру­га, являются промышленная и научно-техническая революции. Внут­ри каждой из этих систем возможна более дробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.

В доиндустриальную эпоху господствовало доиндустриальное натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не бу­дучи так или иначе связан с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящего­ся индивида, существовало природное единство труда с его естественными предпосылками. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизме­рять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйственного производства.

Направление деятельности, характер ее организации, масштабы производства были предопределены для человека заранее той ло­кальной группой, тем микрокосмом, к которому данный человек принадлежал. Поэтому производство в доиндустриальную эпоху всегда носило ограниченный, более или менее замкнутый, локаль­ный характер.



Место непосредственного производителя и его функция в про­цессе производства, цель и средства его деятельности, качество и количество выпускаемой продукции определялись не только уров­нем развития производительных сил, но и конкретными лицами: либо ассоциацией трудящихся, к которой данный индивид принад­лежал (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным це­хом и т.п.); либо представителями господствующего класса, в лич­ной зависимости от которых непосредственный производитель на­ходился (будь то сборщик ренты-налога азиатского государства, рабовладелец или феодал).

Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурса­ми, а также удовлетворение всех (или почти всех) потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хозяйства. Для такого хозяйства преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, его целью было личное потребление, которое мало изменялось от одной эпохи к другой.

Неизменной структуре потребностей способствовала и тра­диционность производственных пропорций. Технические изобре­тения и передовые производственные навыки распространялись крайне медленно, так как в условиях господства натурального хозяйства уровень производительности труда одного хозяйства почти не оказывал влияние на другое. Непосредственные произ­водители опирались на силу традиции. Не случайно в современ­ных экономических курсах такую экономическую систему назы­вают традиционной.

Личная зависимость охватывала не только отношения непо­средственного производства. Она распространялась и на отноше­ния распределения, обмена и потребления. Принадлежность к тому или иному коллективу (общине, касте, сословию, классу) предопре­деляла место человека не только в производстве, но и в обществе, а следовательно, отражалась в его образе жизни, "стандартах" его бытия: масштабах личного богатства, размерах доходов, источни­ках их пополнения и т.д. и т.п. Распределение, обмен и потребление материальных благ приобретали форму личных отношений, закреп­лялись традицией, нормами права, морали, а иногда и политичес­кими учреждениями, отражались в социальной психологии, освя­щались религией.

 

Индустриальное общество.Совершенствование искусственных, созданных человеком орудий труда, безусловно, способст­вует преодолению зависимости человека от при­роды, созданию предпосылок для перехода от естественных произ­водительных сил к общественным. Развитие системы орудий тру­да, техники позволяет человеку увеличить меру власти над внеш­ней природой. Техника выступает как "вторая природа", как при­рода, преобразованная человеком.

Промышленная революция означает качественный скачок в развитии производительных сил, замену естественных производи­тельных сил общественными в качестве ведущего и определяюще­го типа. В процессе перерастания мануфактурного производства в фабричное происходят глубокие изменения в содержании и харак­тере труда. Виртуозное мастерство ремесленников заменяется одно­образным механическим трудом. Индустриальный труд вытесняет аграрный, город теснит деревню. Стремительными темпами растет урбанизация населения. Товарно-денежные отношения приобрета­ют всеобщий характер. Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная незави­симость. Она проявляется в том, что присвоение средств производ­ства и жизненных средств не опосредовано в рыночной экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию. Однако эта формальная лич­ная независимость имеет в качестве своей основы всестороннюю вещную зависимость от других товаропроизводителей (и прежде всего — зависимость по линии производства и потребления жиз­ненных благ).

Овеществление отношений между товаропроизводителями выступает как зародыш отчуждения труда. Отчуждение труда ха­рактеризует различные аспекты сложившегося при рыночной эко­номике господства прошлого труда над живым, продукта труда над деятельностью, вещи над человеком. Экономические кризисы пере­производства, обострение классовой борьбы между рабочим клас­сом и буржуазией все настойчивее ставят вопрос об исторических судьбах фабрично-заводской системы. Мелкобуржуазный, консер­вативный и критически-утопический социализм предлагают свои рецепты решения обнаружившегося социального конфликта. Стре­мясь преодолеть разрыв между идеальными представлениями о справедливости и прозаической реальностью, они пытаются разре­шить коллизии рыночной экономики путем создания умозритель­ных конструкций. Закономерно, что для большинства из них ти­пичны элементы романтизма и утопизма.

В ходе развития техники происходят изменения ее элементов, структуры и функций. Углубляется разделение труда, развивают­ся его специализация (предметная и функциональная), кооперация и комбинирование. Тем самым создаются предпосылки для ослаб­ления зависимости не только от внешней природы, но и от ограни­ченных биологических возможностей самого человека (его физи­ческой силы, скорости движений, зрения, слуха и т.д.). Все это предъ­являет новые требования к формам организации бизнеса, рацио­нальному использованию всех ресурсов, развитию научной органи­зации труда, производства и управления. Фредерик У. Тейлор(1856—1915) разрабатывает основы научной организации труда, Генри Форд (1863—1947) внедряет поточно-массовое производст­во, Эльтон Мейо (1880—1949) создает научные предпосылки для развития системы человеческих отношений.

 

Постиндустриальное общество. В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производитель­ные силы становятся ведущим элементом системы производитель­ных сил. Если после неолитической революции сложилась постприсваивающая производящая экономика, основой которой было сель­ское хозяйство, а результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, основу которой составля­ла первоначально — легкая, а позднее — тяжелая промышлен­ность, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика.

Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал, то в современной лимитиру­ющим фактором становятся информация, накопленные знания.

Новые технологии стали результатом труда уже не "талан­тливых жестянщиков"[1], а "высоколобых интеллектуалов". Итог их деятельности — революция в сфере телекоммуникаций. Если в XIX— первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, те­леграф, радио и телевидение, то в настоящее время они все более вытесняются средствами компьютерной связи.

Знания и информа­ция становятся стратегическими ресурсами. Это приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возника­ли на пересечениях торговых путей, в индустриальную — вблизи источников сырья и энергии; технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

В развитых странах происходит сужение собственно матери­ального производства при одновременном стремительном росте "ин­дустрии знаний". Таким образом, предпосылки будущего общества создаются не только и даже не столько в материальном, сколько, по словам К. Маркса, "по ту сторону материального производства".

Научно-техническая революция создает предпосылки для раз­вития отношений свободной индивидуальности. Они знаменуют этап, отрицающий и отношения личной зависимости, и отношения вещ­ной зависимости, выступающий как отрицание отрицания.

Отноше­ния личной зависимости существовали в условиях господства есте­ственных производительных сил. Они характеризовали такой этап развития человечества, когда индивид мог развиваться лишь в рам­ках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения личной независимости, основанной на вещной зависи­мости, знаменовали такой уровень развития, когда под влиянием общественного разделения труда происходит обособление произво­дителей и они уже не нуждаются в той или иной форме естествен­но сложившейся или исторически развившейся коллективности, перерастают ее рамки.

Однако вместе со становлением всемирных отношений и универсальных потребностей развивается всесторон­ний процесс овеществления производственных отношений, проис­ходит отчуждение сущностных сил от работника, превращение их в чуждую, господствующую над ним силу. Отношения свободной индивидуальности знаменуют этап гармоничного единения человека и природы, самоконтроль человечества и его общественных сил, интеллектуальный прогресс мировой цивилизации.

Личность выступает как самоцель общечеловеческого разви­тия. Одновременно личность является главным орудием прогресса.

Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непо­средственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обу­словливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание. Сейчас очевидно главное: как рыночное хозяйство выработало соответст­вующий ему тип человека — "homo economicus", так и постинду­стриальному обществу будет соответствовать своя форма социаль­ности — свободная индивидуальность.

Таким образом, само развитие экономики создает онтологи­ческие предпосылки для формирования постиндустриальной пара­дигмы как составного элемента мировой цивилизации. В то же время очевидно, что далеко не для всех стран и народов (и для нашей страны в том числе) индустриальная парадигма полностью исчерпа­ла себя. Там, где сохраняется сфера ручного и малоквалифициро­ванного труда, неразвитая рабочая сила и отсталая технология, ин­дустриальные ценности по-прежнему остаются привлекательными.

Рассмотрим теперь подробнее современные экономические сис­темы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономический кругооборот | Современные экономические системы


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.