Эффект выдавливания позволяет построить на рисунке проекцию обобщенного цилиндра – тела, образующегося при перемещении плоской фигуры в пространстве в направлении, перпендикулярном ее плоскости. CorelDRAW автоматически выполняет параллельное или перспективное проецирование фигуры и строит как изображения боковых поверхностей обобщенного цилиндра, так и светотеневую картину на них.
Данный эффект позволяет в ряде случаев достигнуть объемного изображения, хотя и не является в полном смысле эффектом объема, так как, например, исходя из круга, можно получить только цилиндр, а не шар.
Для создания эффекта выдавливания достаточно выбрать соответствующий инструмент и перетащить объект в том направлении, в котором требуется спроецировать трехмерное выдавливание (рис.33-А). Перемещая регулятор можно изменять глубину выдавливания (рис.33-Б), а при перемещении маркера перспективы (X-образной формы) изменяется направление выдавливания (рис.33-В). Поворачивать выдавливание (рис.33-Г) можно путем перетаскивания маркеров поворота, которые появляются после двойного щелчка на выдавливании.
Рис.33. Интерактивное выдавливание
Также выдавливание можно настроить с помощью элементов управления на Панели свойств, которые позволяют задать (изменить):
тип выдавливания – выбирается пиктограмма объемной перспективы (рис.34): сужение назад, сужение вперед (от исходного), расширение назад, расширение вперед, параллельно назад, параллельно вперед;
Рис.34. Виды объемной перспективы для интерактивного выдавливания
глубину выдавливания;
координаты точки схода – в качестве точки отсчета можно использовать начало координат линеек или точкой отсчета может служить центр объекта;
значения углов поворота – можно задать точные значения в трех плоскостях: плоскости меридиана (вертикальная), плоскости экватора (горизонтальная), плоскости часовой стрелки или выбрать визуально (поворачивая графическую пиктограмму);
цветовое оформление группы выдавливания – можно использовать заливку объекта (вытянутые части группы будут иметь тот же цвет, что и цвет исходного объекта), сплошной цвет (вытянутые части окрашиваются выбранным цветом) или добавление теней (вытянутые части объекта окрашиваются градиентом от первого выбранного цвета ко второму).
скос – можно настроить скосы у группы выдавливания, задав ширину полосы скоса и угол скоса.
освещение – можно включать источники освещения (при этом изменяется цвет объекта). Местоположение источников света и их интенсивность можно менять. На рис.35 представлены объекты с цветовым оформлением выдавливания в виде сплошного цвета и градиента (сверху) и изменения их цвета при включенном освещении (снизу) при расположении источников света как указано в окне слева при интенсивности 40, 60 и 80 соответственно.
Рис.35. Освещение для интерактивного выдавливания
В качестве еще одного средства работы с выдавливанием имеется окно настройки «Выдавливание», элементы управления которого функционально эквивалентны элементам управления Панели свойств для инструмента Интерактивное выдавливание.