Себестоимость производства и продажи товаров (работ, услуг)
Прибыль производителя
Косвенные налоги (акциз и НДС)
Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника)
Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)
Оптовая цена изготовителя
Оптовая отпускная цена
Оптовая цена закупки
Розничная цена
Затратные методы. К затратным методам ценообразования относятся методы полных, стандартных и прямых издержек.
Метод полных затрат — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, т.е. себестоимость, к которой добавляется обоснованная фирмой прибыль (табл. 2).
Таблица 2
Формирование цен методом полных затрат(тыс.руб.)
№ п/п
Основные элементы цены
Изделие А
Прямые затраты всего
в т.ч.:
а) сырье и материалы
б) заработная плата основных производственных рабочих
292,5
в) прочие прямые затраты
67,5
Косвенные затраты
Всего затрат
1 005
% прибыли к затратам (рентабельность)
14,5
Прибыль
Цена изделия
1 155
Главное преимущество данного метода — его простота и удобство, однако он имеет два больших недостатка:
1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.д.
2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Пример. Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл.3.
Товар X
Товар У
Товар Z
Всего
1. Количество единиц
10 000
20 000
5 000
35 000
2. Переменные издержки, всего, руб.:
20 100
42 000
20 500
82 600
• на заработную плату производственных рабочих
3 500
8 000
12 000
23 500
• на материалы
16 600
34 000
8 500
59 100
3. Общие постоянные издержки, руб.
55 000
4. Распределение постоянных издержек между товарами, руб.:
18 723
28 085
55 000
4.1. пропорционально заработной плате производственных рабочих
4.2. пропорционально затратам на материалы
15 448
31 641
7 911
55 000
4.3. пропорционально переменным издержкам
13 384
27 966
13 650
55 000
5. Общая себестоимость при распределении постоянных расходов, руб.:
• по способу 4.1
28 292
60 723
48 585
• по способу 4.2
35 548
73 641
28 411
• по способу 4.3
33 484
69 966
34 150
Таблица 3
Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в табл. 4.
Таблица 4.
Себестоимость единицы товара,
руб.
Прибыль
на единицу товара, руб.
Цена
единицы товара,
руб.
X
Y
Z
X
Y
Z
X
Y
Z
по способу 4.1
2,83
3,04
9,72
0,42
0,46
1,46
3,25
3,50
11,18
по способу 4.2
3,55
3,68
5,68
0,53
0,55
0,85
4,08
4,23
6,53
по способу 4.3
3,35
3,50
6,83
0,50
0,53
1,02
3,85
4,03
7,85
Какая из этих трех цен по каждому товару правильнее (разница между максимальным и минимальным значением цены по товарам составляет соответственно 25,5; 20,8; 58,4%)? Все они кажутся в равной мере обоснованными.
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
Разновидностью метода полных затрат являетсяметод целевого ценообразования, иначе называемый методом определения цены в соответствии с целевой прибылью. В этом методе рассчитывается плановая выручка от продаж как сумма затрат на производство запланированного объема продукции (себестоимости товарной продукции) и намеченной прибыли. После этого определяют цену единицы продукции, которая обеспечила бы при существующих условиях эту намеченную (целевую) прибыль.
Эта методика ценообразования основывается на графике безубыточности, отражающем общие затраты (постоянные и переменные) и ожидаемую выручку при разных объемах продаж.
Такой график приведен на рис.6. На нем по оси абсцисс откладывают объем произведенной (проданной) продукции в натуральных единицах (штуках), по оси ординат – затраты на производство продукции и выручку от продаж в рублях.
Рис. 6. Графическое определение точки безубыточности
В этих координатах строят две прямые.
Одна из них – график выручки от продаж: ,
где Ц – цена единицы продукции,
Q – количество произведенной (проданной) продукции.
Вторая – график общих затрат на производство продукции (себестоимости) , которые складываются из постоянных W и переменных затрат.
Точку пересечения этих прямых называют точкой безубыточности, при этом объеме продаж выручка только покрывает затраты на производство продукции.
Объем продаж, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать, приравняв между собой выручку и себестоимость:
, откуда: .
При объеме продаж меньшем выручка не покрывает затрат, предприятие терпит убытки.
При объеме продаж большем предприятие получает прибыль и эта прибыль тем больше, чем больше Q и чем выше цена.
Методика определения цены, обеспечивающей желаемую (целевую) прибыль, включает следующие этапы:
· оценку производственной мощности в рассматриваемый период для определения возможного объема производства продукции;
· анализ спроса на продукцию на рынке и определение планового объема производства продукции
· калькуляцию себестоимости планового объема товарной продукции , определение целевой нормы прибыли ;
· прибавление к себестоимости товарной продукции целевой нормы прибыли (в результате получается целевой доход );
· разделение целевого дохода на запланированный объем выпуска продукции (получается цена):
.
Такой метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности ее достижения.
Таблица 3.1 показывает, что при определенном уровне затрат и эластичности спроса в зависимости от цены наибольшую величину прибыли принесет стратегия 3 (цена 2400 руб. при объеме сбыта 1600 шт.).
Таблица 3.1
Пример назначения цены в зависимости от затрат и эластичности спроса по цене
Стратегия
Цена, руб.
Возможный объем сбыта, шт.
Число изделий точки безубыточности
Число изделий, работающих на прибыль
Убытки
Метод стандартных издержекпозволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам и учитывать отклонения фактических затрат от нормативных (табл. 3).
Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их полной величине.
Метод обеспечивает непрерывное сопоставление фактически произведенных затрат со стандартными.
Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.
Метод стандартных издержек, в отличие от простого отражения затрат, дает возможность пофакторного их анализа.
Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат.
Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение:
· методов производства;
· технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов;
· требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке и т.п.
Это большая и требующая постоянного внимания и затрат работа, которую могут себе позволить только крупные фирмы и предприятия, что и ограничивает применение метода в практике ценообразования большинства предприятий.
Метод прямых затрат — способ формирования цен на основе определения прямых затрат, исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые.
Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.
На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.
Если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.
Из условного примера, приведенного в табл.5 видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при продаже 800 изделий по цене 15 тыс. руб.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.
Таблица 5.
Предполагаемая цена единицы продукции
18,00
16,00
15,00
14,00
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых)
8,58
8,46
8,40
8,34
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции (1-2)
9,42
7,54
6,60
5,66
Ожидаемый объем продаж, шт.
Суммарная «маржинальная» прибыль (3×4)
Постоянные затраты при 100% использовании производственных мощностей
Реализованная прибыль (5-6)
Условный пример определения цены методом прямых затрат, тыс. руб.
И хотя метод применим практически для любых предприятий, он недостаточно известен в России и его внедрение наталкивается на неприятие части руководителей, воспитанных на «импортных» приемах ведения дел. Однако метод прямых затрат может быть с уверенностьюиспользован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.
Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции.Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштаба производства. Поэтому чем больше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем выше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность.
Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.
Разновидностью метода прямых издержекявляется метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяетуправлять сокращенными затратами по отклонениям и требует проведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению его рентабельности.
Параметрические методы. Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К ним относятся методы удельной цены, баллов и регрессии (табл. 6).
Метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).
Таблица 6
Формирование цен методом стандартных прямых издержек (тыс.руб.)
Наименование элемента
Содержание методов
Методика расчета
1. Метод удельной цены
Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара.
Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
2. Метод баллов
Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму:
1) Отбор основных параметров.
2) Начисление баллов по каждому параметру.
3) Суммирование баллов по базовому и исходному товару.
4) Расчет цены на товары по соотношению суммарных баллов.
Цена на новый товар (ЦН) определяется по формуле:
где — цена базисного товара; — бальная оценка i-го параметра нового товара;
— бальная оценка i-го параметра базисного товара (эталона).
3. Метод регрессии
Состоит в определении эмпирических формул (регрессивных уравнений) зависимости цен от нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров.
Цена выступает как функция от параметров:
Ц=f (Х1, Х2, Х3, …, Хn),
где Х1,Х2,Х3,…,Хn —основные параметры качества товара.
Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.
Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.