Цены, формируемые на товарных биржах, имеют сугубо рыночную основу. То есть важнейшая характеристика - конъюктура рынка. Определение конъюктуры рынка основывается на следующем : соотношение спроса и предложения на каждый товар ; количество совершенных сделок; динамика цен на каждый товар в течение данного периода биржевых торгов.
Концентрация спроса и предложения , заключение большого количества сделок исключают влияние нерыночных факторов на цену, делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению, и поэтому товарные биржи выявляют реальные рыночные цены на товар. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается как наиболее важная функция биржи. Котировка - фиксирование цен биржевых товаров на бирже в течение каждого дня ее работы. На каждой бирже регистрируются типичные, сложившиеся в течение биржевого дня средние цены.
Исходной информацией для котировки цен служат сведения о контрагентах сделки и ценах, по которым они хотели бы продать ( приобрести ) данный товар ( цена продавца и цена покупателя); объем партии, цена сделки, условия ее заключения и условия на бирже, при которых были заключены сделки.
Другие особенности формирования цен на товарных биржах:
· Нельзя при покупке товара называть цену ниже уже предложенной
· Нельзя при продаже товара называть цену выше уже предложенной
Виды цен:
· По текущей цене биржевого дня
· По заданной цене
· По цене на определенную дату( начиная от первого вплоть до последнего дня торга)
· По лимитной цене( в заранее оговоренном «коридоре» цены «от» и «до»)
На товарной бирже осуществляются сделки с реальным товаром, то есть с поставкой товара со склада ( по-другому их называют «сделками спот») и сделки без реального товара, то есть с поставкой товара в будущем ( форвардные сделки). Как правило, цена форвардной сделки используется для минимизации рисков ( если изменятся спрос , предложение, экон ситуация). Цена форвардной сделки и спот чаще различаются, но могут совпадать, это зависит от прогнозируемых обстоятельствах на рынке в будущем.
Выделяют также сделки без реального товара предполагающего отсутсвие товара на складе биржи на момент оформления контракта. Сделки предполагают торговлю не товарами, а контрактами. Участники ставят своей целью не покупку товара, а получение выиграша от «игры» на разнице цен.