Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
Цена производства – цена произведённого товара, равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал.
Каждый предприниматель заинтересован в получении максимальной прибыли на вложенный капитал. Однако в различных отраслях и сферах общественного производства складываются неодинаковые условия хозяйственной деятельности, обусловленные технико-экономическими, конъюнктурными и др. факторами. Основные причины межотраслевых различий в размерах прибыли — неравенство органического строения капитала и неодинаковая скорость оборота капитала. Межотраслевая конкуренция ведёт к формированию уровня рыночных цен, обеспечивающего возмещение издержек производства и получение средней прибыли каждому функционирующему капиталистическому предприятию. Цена производства является средней рыночной ценой, служит центром, вокруг которого колеблются рыночные цены товаров.
Средняя норма прибыли выражает экономические отношения между капиталистами различных отраслей по распределению совокупной прибавочной стоимости.
Определяется средняя норма прибыли как отношение созданной в обществе массы прибавочной стоимости ко всему авансированному в данном году капиталу, выраженное в процентах. В результате межотраслевой конкуренции на равный капитал приходится равная масса прибыли. Прибыль на авансированный капитал, полученная в соответствии со средней нормой, называется средней прибылью.
Таким образом, прибавочная стоимость, произведенная на предприятии отдельного капиталиста, как бы поступает в «общий котел» для дальнейшего перераспределения и превращения в среднюю прибыль.
Но этот процесс может происходить лишь в условиях свободной межотраслевой конкуренции. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, неизбежен подрыв механизма образования средней нормы прибыли.