Капитал — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями. Капиталом не считаются ресурсы, направленные на потребление.
Капитал в широком смысле можно определить как ценность, приносящую поток дохода. С этой точки зрения, капиталом можно назвать и производственные фонды предприятия, и землю, и ценные бумаги, и депозит в коммерческом банке, и «человеческий капитал» (накопленные профессиональные знания) и т. п. Все перечисленные блага приносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплат процентов по депозитам, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты и т. д.
Таким образом, можно говорить о трех сегментах рынка капитала:
во-первых, о рынке капитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды;
во-вторых, о рынке услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы напрокат за определенную плату.
Для покупки и продажи капитальных благ субъектам требуются денежные средства.
Следовательно, в-третьих, можно выделить еще один сегмент рынка капитала – рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом
Деньги становятся капиталом лишь тогда, когда пускаются в оборот для наживы, то есть для получения суммы большей, чем первоначально вложенная. Общая формула движения капитала такова: Д — Т — Д/ где Д/ = Д + ∆Д, а ∆Д есть прирост денег над первоначальной суммой.
Главным условием превращения денег в капитал является возможность для владельца денег найти на рынке такой товар, который способен создавать новую стоимость, притом большую, чем он сам имеет.
Единственным товаром такого вида может быть лишь рабочая сила, поскольку только она создает новую стоимость. Следовательно, превращение денег в капитал и само его возникновение неразрывно связаны с превращением рабочей силы в товар, в предмет купли-продажи.
Как и всякий иной товар, рабочая сила имеет потребительную стоимость и стоимость. Что касается потребительной стоимости, то она состоит в способности рабочего к труду, создающему новую стоимость, по величине большую, чем стоимость самой рабочей силы, то есть ее способность производить избыток стоимости (∆Д). Этот избыток получил название прибавочной стоимости.