Национальный доход (НД) — это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Общепризнано, что национальный доход создается в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании (частично), в сфере связи (частично).
Распределение национального дохода в широком понимании охватывает все сферы общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление.
На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадаются на первичные доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты, дивидендов, арендной платы и др. Их разделяют на трудовые и нетрудовые.
К трудовым относятся доходы, создаваемые работниками на предприятиях и в отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.
К нетрудовым (источник которых – прибавочный продукт) относится часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.
После распределения национального дохода происходит его перераспределение. Оно осуществляется через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов в государственный бюджет, социальные расходы государства, взносы граждан в общественные, религиозные, благотворительные фонды и организации.
Например, через государственные бюджеты в развитых странах мира перераспределяется от 40 до 55 % национального дохода. На основе перераспределения национального дохода формируются вторичные или производные доходы, такие как пенсии, стипендии, зарплата военнослужащим, работникам правоохранительных органов, помощь многодетным семьям и т. д.
Основным источником вторичных доходов являются налоги.
Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам.
В первом случае это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также через механизм ценообразования, когда государство или компании (как правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах мира.
Во втором случае правительство и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение цен. Это приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения.