Рыночное хозяйство может эффективно функционировать только при свободных конкурентных ценах, складывается в результате торга и договора купли-продажи между продавцом и покупателем.
Цены подвергаются изменениям на рынке под воздействием спроса и предложения.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить Т или У в определенное время в определенном месте.
При прочих равных условиях более низкая цена позволяет потребителю купить больше данного товара, а более высокая цена заставляет купить меньше. Эту закономерность отражает кривая спроса:
Величина спроса на товар определяется следующими факторами:
- потребность покупателя в данном товаре
- доход потребителя
- цена товарозаменителя
- цена на дополняющий товар и т.д.
Предложение – это то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в конкретном месте.
Основными факторами, влияющими на предложение являются:
- издержки предложения
- число продавцов на рынке
Цена, при которой объем спроса равен объему предложения называется равновесной.
В условиях рынка динамика спроса и предложения обусловлена взаимодействием большого количества факторов. Для того чтобы количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению этих факторов используется понятие эластичность.
Особую важность представляет ценовая эластичность, которая показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса.
Где Q1, Q2 – объем продаж по старым и по новым ценам
P1, P2 - старая и новая цена товара.
Если небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества приобретенной продукции, то спрос эластичный.
Если изменения цены сопровождаются не значительными изменениями количества продаж, то спрос не эластичный. ( Эц < 1)