Система цен состоит из отдельных видов цен, что обуславливает возможность классификации цен внутри системы в соответствии с определенными признаками.
1. В зависимости от характера обслуживающего оборота цены делятся: Цены промышленности, цены с/х, розничные цены, транспортные тарифы, цены строительства, коммунальные платежи, тарифы на услуги, внешнеторговые цены.
2. В зависимости от данного классификационного признака различают 3 основных вида цен на продукцию: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности и розничная цена. Оптовая цена предприятия формируется исходя из себестоимости продукции, прибыли предприятия, акциза и НДС.
Цопт пред-я=Сп*(1+Rcc) +A +НДСпр, где Сп- себестоимость ед. продукции пред-я в руб., Rcc- уровень рентабильности, т.е величина прибыли приходящаяся на ед. на один руб. затрат в долях единиц, А- сумма акциза в рублях, НДСпр.- налог на добавленную стоимость уплаченный производителем.
Rcc= ПРг/СПг=(Rпф*Пфср)/СПг, где ПРг- сумма прибыли полученная от реализации годового объема продукции, СПг –Себестоимость годового объема продукции, Rпф- рентабильность произведенных фондов в долях единиц, Пфср- среднегодовая стоимость производимых фондов в руб. НДС пр= (Сп*(1+Rcc)+A)*0,18. Цопт. пр.=Сп+ПР+А+НДСпр, где ПР-прибыльна ед продукции, НДСпр=(Сп+ПР+А)*0,18. Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия, цена и прибыль снабженческих предприятий и налога на добавленную стоимость. Оптовая цена промышленности состоит из оптовой цены предприятия, снабженческо-сбытовой нацеки, которая в свою очередь включает расходы и прибыль снабженческо-сбытовой организации, налог на добавленную стоимость.
Цопт промышленности=Цопт предприятия+Зсб+ПРсб+НДСпром, где Зсб-затраты сбытовых организацийна реализацию продукции, НДСпром=(Зсб+ПРсб)*0,18. Розничная цена является конечной ценой по которой продукция реализуется через торговую сеть, она включает цену промышленности, сумму торговой наценки предприятия розничной торговли и налог на добавленную стоимость. Цр=Цопт пром+Т+НДС, Т=(Цопт пром*%Т)/100=Зр+ПРР
НДСР=Т*0,18
3. В зависимости от способа фиксации цены делятся на 3 вида: твердые это цены ,которые устанавливаются в момент подписания договора и не изменяются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению; подвижные –Цены которые могут меняться в рамках одного контакта и отражать состояние рынка при этом в договоре указывать источник, по которому можно судить об изменениях рыночной цены; Скользящие устанавливаются на изделия с длинным сроком изготовления путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений издержек производства за периоднеобходимый изготовления продукции.
4. В зависимости от гос. Воздействия цены бывают 2 видов: Свободные(рыночные) устанавливаются на основе спроса и предложения на данном рынке; Регулируемые это цены в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие либо ограничения их уровень условия. Регулируемые цены могут быть предельными, т.е выше них не могут устанавливать цену продукции и фиксированные, т.е установленные на определенном уровне.
5. В зависимости от вида рынка: Аукционная цена это продажная цена ,реализуемая на аукционе,она может существенно отличаться от рыночной; Биржевые цены, цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых и качественно однородных товаров; Цены торгов, цены особой специальной торговли когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению заранее определенных работ, из которых он выбирает самый эффективный по способу получения информации.
6. По времени действия: Постоянные, срок действия, которых заранее не определен; Сезонные, срок действия которых определяется периодом времени; Ступенчатые, ряд последовательно изменяющихся цен на продукцию в заранее определенные моменты времени по предварительно установленной шкале
7. По условиям поставки и продажи: Цена нетто(цена на месте продажи),Цена Брутто(цена определяется с учетом условий купли-продажи; Внутрифирменные(транспортные) применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы, но входящих в одну ассоциацию; мировые цены, по которым проводится крупные экспортные и импортные сделки.