Вопросы, связанные c соблюдением и нарушением авторских прав, пиратским копированием и плагиатом, являются предметом дискуссий, поскольку они касаются, с одной стороны, защиты интеллектуальной собственности, с другой - проблем доступности тех или иных ресурсов.
Эти вопросы актуальны и для преподавателей - как с точки зрения защиты собственных авторских прав при создании научных, учебных и методических материалов, так и с точки зрения соблюдения чужих авторских прав, в том числе и прав учащихся.
Еще более острыми проблемы авторского права становятся при использовании ресурсов, размещенных в интернете.
Определенная часть интернет-ресурсов является общедоступной, кроме того, некоторые ресурсы можно бесплатно использовать в некоммерческих и образовательных целях. Но далеко не все пользователи знают о том, что если ресурс является общедоступным, то это не означает, что его можно использовать без соответствующей ссылки и разрешения его авторов/владельцев.
Выяснить, что текст заимствован из источника, размещенного в интернете, очень несложно. Для этого необходимо в строке поиска ввести в кавычках определенное словосочетание или предложение. В результате будет получен список веб-страниц, содержащих данный фрагмент текста, включая и страницу-первоисточник.
Кроме того, существуют специальные программы, которые позволяют обнаружить плагиат в электронных текстах.
Помимо стандартных видов плагиата, связанных с умышленным или неумышленным неверным оформлением цитирования, в интернете можно встретить и такие приемы как:
- публикация материалов без разрешения авторов/владельцев ресурсов;
- размещение точных копий страниц других сайтов (так была в свое время сделана ссылка на наш сайт на портале "Балканская русистика");