Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм. Назовем некоторые из них.
Механистические организационные структуры управления: линейная; линейно-функциональная; линейно-штабная; дивизиональная.
Органические (адаптивные) организационные структуры управления: проектные, матричные, бригадные и др.
Основные характеристики рациональной бюрократии:
- четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации;
- наличие иерархических уровней управления со строгой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему;
- система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач;
- независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами - обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами;
- прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям, а также увольнение по причинам, в первую очередь, должностного несоответствия либо по другим объективным причинам.
Однако бюрократическая структура не является идеальной и не лишена недостатков. К их числу следует отнести в первую очередь недостаточную гибкость, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам.
Корпоративный тип организации, или корпорация — это объединение на принципах:
1) единых ресурсов (с централизованным их распределением);
2) централизации и авторитарности руководства;
3) приоритета организационных целей над личностными («человек для работы»);
4) монополии на информацию;
5) «суверенитета организации» и коллективной ответственности.
Индивидуалистская организация — это свободное, открытое объединение людей для совместной деятельности. Индивидуалистская организация основана на принципах:
1) личная собственность — часть коллективной;
2) децентрализация на демократических принципах;
Рис. 37. Классификационная схема современных организационных структур управления
3) «суверенитет личности», свобода развития творческой инициативы;
4) индивидуальная ответственность;
5) «принцип меньшинства» при принятии решений (при высокой культуре организации);
6) приоритет профессионализма.
В современных условиях развивающихся рыночных отношений принципы индивидуалистской организации способствуют повышению в целом ее конкурентных преимуществ, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса, но эффективны и для крупных организаций.