Огромное значение в дизайне (будь то дизайн печатного издания, Web-страницы или вывески магазина) имеет выбор шрифта и умение его грамотно использовать. Тема шрифтового дизайна необычайно обширна, поэтому мы затронем только основные характеристики шрифтов.
Рассмотрим классификацию шрифтов, их разновидности и терминологию.
По назначению шрифты делятся на наборные (или текстовые) и акцидентные. Для первых важна удобочитаемость шрифта, поскольку ими набирается сплошной текст, вторые используются в оформлении плакатов, обложек, заголовков и т.п., для них главное – эффективность, а читаемость не столь важна.
Все существующие шрифты можно разделить на пять видов:
· с засечками;
· без засечек – рубленые;
· моноширинные – с одинаковой шириной всех букв и знаков;
· декоративные – всевозможные стилизации (готический, древнерусский), рукописные и шрифты с различными эффектами («трехмерные», с тенями, разукрашенные цветами и листьями);
· специальные (содержат математические, музыкальные знаки, декоративные элементы и т.д.).
Важное значение имеет насыщенность шрифта, определяемая толщиной штрихов и соотношением площади черного и белого в рисунке букв.
С насыщенностью связана еще одна величина – ширина. Если вы просто попытаетесь растянуть обычное начертание по вертикали или горизонтали, ничего хорошего не получится, поскольку все пропорции изменятся.
Рассмотрим основные характеристики шрифта.
Гарнитура – это набор начертаний одного шрифта, различающихся по толщине штрихов, ширине букв, общему рисунку (прямое или курсивное) и другим параметрам. Каждая гарнитура имеет название (обычно авторское), которое участвует в названии всех начертаний.
В гарнитуре, как правило, присутствуют:
1) прямое начертание (font face, type face), т.е. основная форма шрифта без наклона и утолщения;
2) курсив, совокупность форм начертания латинских букв, с более крутым наклоном чем при прямом начертании (italic);
3) полужирное – утолщаются все элементы символов (bold).
Кегль – это размер шрифта (font size). По традиции кегль изменяют в пунктах (как правило, английской метрической системы, 1 пункт равен 1/72 дюйма, т.е. 0,352 мм) по размеру так называемого «очка» шрифта: в шрифте кегля 10 пунктов, заглавные буквы имеют размер (расстояние между нижним и верхним выносным элементом) 7 пунктов.
Базовая линия и интерлиньяж. Буквырасполагаются в строке по базовой линии. Расстояние между краями строк называется интерлиньяжем.
Емкость шрифта. Различные шрифты одного кегля позволяют набирать разное число знаков на полосе. Это определяет емкость шрифта.
Контрастность.Отношение толщины основных и дополнительных элементов определяет контрастность шрифта. Существуют неконтрастные, малоконтрастные, контрастные и сильно контрастные шрифты. Если соединительный штрих толще основного, говорят об обратной контрастности.
Ширина. Отношение высоты буквы к ее ширине (обычно определяют по букве «Н») определяет ширину шрифта. Шрифты могут быть узкими, сверхузкими, нормальными, широкими и сверхширокими.
Насыщенность. По степени насыщенности можно выделить сверхсветлые, светлые, нормальные, полужирные, жирные и сверхжирные шрифты. Это качество называется насыщенностью.
Кернинг. Кернинг – это изменение интервала между отдельными символами, которые из-за особенности начертания могут быть отображены либо слишком близко, либо слишком далеко друг от друга.
Формат.Шрифты поставляются в следующих основных форматах:
TrueType Font (Ttf ).TrueType – формат шрифта разработанный Apple и лицензированный Microsoft. Этот формат используется в операционных системах Win9x и NT/2000, а также в MacOS. Символы в тексте могут задаваться как целиком, так и по отдельным точкам, что позволяет достигнуть высокого качества при реальных разрешающих способностях дисплеев. Шрифты формата TrueType, используемые в Windows и Mac, имеют определенные различия. Ttf шрифты сейчас очень широко распространены.
Type1 Font. Шрифты формата Type1, разработанные компанией Adobe – одни из первых представителей масштабируемых форматов. Основаны на языке PostScript. Обычно шрифты формата Type1 содержат 228 символов, описанных с помощью кривых. В MacOS, Win9x, WinNT и Unix используются однотипные, но несовместимые форматы. Adobe поставляет программу управления шрифтами Adobe Type Manager для всех трех платформ. Считается, что шрифты Type1 более надежны, чем Ttf при выводе на PostScript - принтеры и иные устройства, поддерживающие PostScript. При подготовке тиражных публикаций желательно использовать именно данные шрифты.
Выводы по главе:
¤ рассмотрены основные теоретические положения компьютерной графики: определение и сравнение растровой и векторной графики, теория цвета и цветовые модели (RGB, CMYK, Lab, Grayscale).
¤ Приведена подробная характеристика форматов представления графической информацииAdobe PostScript , Encapsulated PostScript, Portable Document Format, Drawing exchange Format, Windows MetaFile, PICT.
¤ особое внимание отведено шрифту как важному элементу графического дизайна, дана классификация и описание элементов шрифта.