Программа CorelDraw предназначена, главным образом, для работ, связанных с созданием и обработкой векторной графики, которая в дальнейшем используется для полиграфической печати, мультимедийных приложений и для сети World Wide Web (WWW).
Основными специалистами, для которых разработана эта программа, являются художники-дизайнеры, специалисты по производству мультимедийных продуктов, полиграфисты, web-дизайнеры.
Векторный графический редактор CorelDraw канадской фирмы Corel Corporation получил известность благодаря верной маркетинговой политике разработчика и, главное, своим широким возможностям; к ним относятся огромная библиотека готовых изображений, богатый арсенал профессиональных шрифтов, символов, палитр, всевозможных заливок, звуков и других ресурсов, мощная встроенная система обучения и подсказок. Некоторые средства CorelDraw не имеют аналогов в других векторных редакторах и делают его уникальным продуктом. Мнение о пресловутой сложности интерфейса CorelDraw на самом деле не имеет на это оснований — программа предоставляет пользователю удобные и интуитивно понятные средства создания и редактирования графики. Тесная взаимосвязь CorelDraw с пакетом обработки растровой графики Corel PhotoPaint и программой верстки Corel Ventura Publisher позволяет создать законченную систему подготовки электронных и полиграфических публикаций.
Краткий обзор популярных учебников и самоучителей по программе векторной графики CorelDraw позволяет сделать вывод: все они посвящены 13 и более ранним версиям программы, имеют схожую структуру, большинство из них разбито на уроки.
Так, учебный курс Дмитрия Миронова[1] состоит из 18 уроков, каждый из которых посвящен какому-либо аспекту CorelDraw либо векторной графике в целом. В первой части книги подробно рассмотрены основы векторной компьютерной графики, принципы работы с объектами и кривыми и даже такие элементарные вещи как создание, сохранение и закрытие документа. Большая же часть книги посвящена работе с отдельными инструментами CorelDraw и их свойствам. Так, при работе с инструментом «Заливка» (Fill) показаны различные заливки одного объекта: а – однородная заливка; б –радиальная градиентная заливка; в – заливка двухцветным узором; г – текстурная заливка (рис. 1).
а б в г
Рис. 1
При работе с инструментом «Пошаговый переход» (Blend) показаны этапы его построения (рис. 2):
Рис. 2
«Самоучитель CorelDraw 12»[2] Нины Комоловой, Александра Тайца разбит на 10 глав. Первые 2 главы отведены знакомству с понятием векторной графики, интерфейсом программы и требованиям к компьютеру для работы с ней. Главы 3-9 повествуют о работе с инструментами, шрифтами, заливками, растровыми объектами, специальными эффектами (прозрачность, тень, перспектива и пр.). 10-я глава посвящена выводу изображения на печать.
Книга Юрия Гурского, Ирины Гурской, Андрея Жвалевского «Трюки и эффекты CorelDraw X3»[3] логически разделена на 2 части. Первая посвящена интерфейсу CorelDraw и основам работы в программе. Здесь описаны команды главного меню, панель инструментов, дополнительные окна (dockers), настройка программы, работа с текстом и растровыми объектами, подготовка к печати и печать.
Вторая часть содержит описание примеров использования различных инструментов CorelDraw X3 и их сочетаний. Так, инструменты Artistic text, Roughen BrushиPattern Fillиспользуютсядля создания «ледяной» надписи (рис. 3), инструментов Rectangle, Extrude и эффекта линзы (Lens) для создания увеличивающего осколка стекла (рис. 5), инструменты Artistic Text, Star иInteractive Distortion– для изображения «колючей» надписи (рис. 4).
Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
В издании В. Э. Дементьева «CorelDraw 11 для мастера. Полное описание программ пакета»[4] помимо CorelDraw 11 описаны такие программы пакета, как CorelTrace, Corel Capture, Corel PhotoPaint. Что касается работы с CorelDraw, то здесь мы не находим ничего принципиально отличного от описанных книг за исключением того, что в данной книге автор отводит целую главу автоматизации работы с программой – макросам и операциями с ними.
Из приведенного выше анализа можно сделать вывод: доступная студентам литература по программе CorelDraw, в основном посвящена ее более ранним версиям, чем Х4, и ориентирована на неподготовленного пользователя, поэтому может быть использована на начальной стадии обучения векторной графике.
Необходимо разработать практические упражнения, содержащие комплексные работы, с использованием нескольких инструментов, эффектов, поиском нетривиальных путей решения и оптимального задания параметров настроек. Упражнения должны стимулировать творческий подход к использованию шрифтов и возможностей программы и приближены к реальной работе компьютерных дизайнеров.
Вот эти задачи мы и постарались решить в данном пособии. Рассмотрению практических упражнений предшествует необходимый для их выполнения краткий обзор положений компьютерной графики и перечень основных инструментов программы CorelDraw Х4.