Завершая обсуждение формирования стратегии, следует остановиться на важнейшей роли внешней среды, в которой оперирует инноваторская организация (рис. 3). Именно среда является движущей силой организации, реагирующей на нее непрерывно и эклектично, но в определенные периоды достигающей сближения с ней. (Мы могли бы принять это сближение за выражение «разума организации» - ее концентрации (в результате процессов взаимного регулирований действующих лиц) на стратегической теме). Формальные лидеры стремятся каким-то образом повлиять на обе стороны этой взаимосвязи, добиваясь поддержки и от среды и устанавливая некие общие довольно широкие ориентиры (зонтики) организации.
Рис. 3. Ведущая роль внешней среды в адхократии.
Если в предпринимательской организации стратег генерирует идеи, а в механистической - он поглощен планированием, то стратег инноваторской организации есть прежде всего следопыт, специалист по распознаванию новых паттернов, идентифицирующий их в рамках и за пределами стратегического зонтика. И тут мы сталкиваемся с курьезной ситуацией, когда руководство изменяет свои намерения, чтобы соответствовать поведению организации. Но курьезна она лишь с точки зрения традиционной теории менеджмента.