...Каким мы представляем себе лидера? Это некий особенный человек, который указывает остальным направление движения, принимает ключевые решения и вдохновляет свое "войско". Наши представления уходят корнями в индивидуалистическое и несистемное мировоззрение. Лидеры - своего рода герои, великие мужчины (иногда женщины), которые приходят во времена кризисов, - именно такое представление типично для выходцев с Запада. И покуда живы эти мифы, внимание будет сосредоточено на краткосрочных событиях и харизматических лидерах, а не на системном подходе и обучении коллектива.
В обучающихся организациях руководство выполняет очень тонкую, чрезвычайно важную функцию. Роль лидера в таком институте существенно отличается от харизматического принятия решений. Руководитель-это дизайнер, учитель и распорядитель. Исполнение этих ролей требует новых навыков: умения вырабатывать совместное видение, выявлять доминирующие ментальные модели и развивать их, воспитывать у сотрудников системное мышление. Короче говоря, в обучающихся компаниях лидер отвечает за построение организации, сотрудники которой непрерывно развивают свои способности по формированию будущего, т. е. за обучение организации.