Если бы все рынки были равнодоступны, все менеджеры в равной мере квалифицированы, информация циркулировала бы свободно, а все балансовые отчеты были бы в равной степени надежны, не было бы и необходимости в сотрудничестве конкурентов. Но, поскольку перечисленные нами условия не выполняются, компании все чаще извлекают выгоду, продавая свои "козыри" за рубеж.
Представленное в международных альянсах и поглощениях глобальное арбитражирование развивается несколько медленнее, чем на рынках капитала, но механизм его тот же самый. Каждый игрок использует как разнообразные уловки, иррациональные отличия и неэффективность действий на рынке, так и преимущества компании, причем ко взаимной выгоде. Эта концепция в большей степени относится к альянсам, но и международные поглощения могут рассматриваться как предельный вариант арбитражирования: все деньги или акции - от покупателя, а все навыки, продукция и доступ на рынки -от партнерской компании...
В удачных альянсах для снятия вполне естественного напряжения при арбитражировании с потенциальными конкурентами партнеры используют ряд схем. Для начала они подходят к фазе переговоров с позиции "победитель-победитель". Как сказал директор одной компании: "На переговорах необходимо думать не о заключении сделки, а об установлении связей между компаниями..."
В успешных альянсах партнеры используют различные механизмы разрешения конфликтов - как, например, энергичный и влиятельный совет директоров (для совместных предприятий), регулярные коммуникации между высшим руководством родительских компаний и альянса. Руководители родительских компаний должны четко представлять себе, в каких областях они могут рассчитывать на коллаборацию и взаимопомощь, а где будут действовать "старые правила" конкуренции.
Рассматривая альянсы как своего рода арбитражирование, менеджеры так или иначе осознают, что со временем ценность их "козырей" изменяется. Задача состоит в том, чтобы в максимальной степени укрепить свои позиции на переговорах- т. е. значимость вклада компании в союз - и при этом всегда быть готовым, если потребуется, к повторным переговорам. В некоторых из наиболее успешных альянсов существовали "встроенные" правила оценки вклада каждого из партнеров в настоящее время и в будущем.