Эффективные стратегии могут проявляться в самых неожиданных местах и самым непредвиденным образом. Пригодного на все случаи жизни способа разработки стратегий не существует.
Но вернемся к нашему гончару. Глиняный кот потихоньку расплывается на круге, и ремесленник видит уже в этом куске глины фигурку быка. Но глина прилипла к кругу, и вот она принимает цилиндрическую форму. В итоге у него получается тарелка - а все потому, что просто закончилась глина, а еще в печи для обжига в мастерской, в которой наш мастер оказался во время поездки во Францию, не хватает места. Так ошибки становятся новыми возможностями, а ограничения стимулируют появление новой стратегии. Природная склонность человека к экспериментам часто стимулирует изменение стратегии, пусть даже временами это бывает утомительно.
Организации, которые подходят к стратегии как искусству, часто имеют сходный опыт. Вспомним наш пример с Национальным управлением кинематографии и его художественным фильмом или его эксперименты с анимацией и звуком. В течение двадцати лет из НУК исход ил слабый, неустойчивый ручеек таких фильмов. И не удивительно, ведь все они были созданы одним и тем же человеком - Норма-ном Маклареном, одним из самых известных режиссеров НУК. У него была своя собственная стратегия экспериментиров, которая имела сознательный характер для него лично, но не для организации в целом (да и кто знает, действительно ли у него в голове был план всей этой серии или же он просто придумывал один фильм за другим). И когда через двадцать лет его примеру последовали остальные режиссеры, ручеек окреп и расширился, а индивидуальная стратегия превратилась в организационную.
Допустим, что пример с НУК - экстремальный случай, но он демонстрирует нам явления, которые в той или иной форме присутствуют в любой организации. Тем же, кто сомневается, мы рекомендуем познакомиться с отчетом Ричарда Паскаля о проблемах, с которыми столкнулась компания Honda при попытке входа на американский рынок мотоциклов (см. раздел "Эффект компании Honda" в гл. 4).