В литературе доминируют так называемые "жесткие (основанные на "жестких" данных) подходы" к выработке стратегических решений, что не отменяет существования более "мягких" методов эффективного влияния на стратегию.
• Дизайн организационной структуры.
• Особенности принятого в фирме стиля менеджмента.
• Внешние (прежде всего с органами власти) отношения фирмы.
• Вопросы слияний, дивестиции и управления подразделениями.
• Международные позиции и отношения компании.
• Инновационные возможности организации.
• Влияние роста компании на мотивацию персонала.
• Ценности и ожидания изменений и их воздействие на трудовые и профессиональные взаимоотношения в организации.
• Влияющие на организацию технологические перемены.
Высшее руководство обычно выделяет несколько важнейших направлений из приведенного перечня. Некоторые из них могут быть оценены количественно или с использованием финансового анализа. Для проведения стратегических изменений различных типов большинство фирм используют разные подсистемы (но сами подсистемы компаний, как правило, имеют небольшие различия). В конце концов, ни в одном формальном аналитическом процессе невозможно учесть все используемые в плановом подходе стратегические переменные.