Первый шаг на пути к выбору наиболее привлекательной из множества возможностей - выяснение того, насколько успешно данная организация может воспользоваться имеющимися перспективами. Компетенции организации (ее возможности) -это ее текущие и потенциальные способности достижения намеченных целей, несмотря на противодействие неблагоприятных обстоятельств или конкуренцию. У каждой организации есть свои сильные и слабые стороны, а потому совершенно оправдан подход, когда мы входе формулирования стратегии постараемся расширять или максимизировать одни и сдерживать или минимизировать другие ее черты. При этом важно понять, в чем именно заключаются эти сильные и слабые стороны, и верно отделить одно от другого.
Компания должна не только определить свои сильные и слабые стороны, но и, хоть это и несколько сложнее, постоянно контролировать внешнюю среду. Субъективизм, неуверенность и нежелание повернуться лицом к реальности для организации столь же губительны, как и для индивида. Но как взрослый человек обязан знать самого себя, так и организация должна иметь представление о своих достоинствах и наиболее уязвимых местах...
Эффективное стратегическое планирование предполагает знание менеджментом ключевых характеристик организации и наличие стабильных критериев их оценки. Каждый участвующий в стратегическом планировании менеджер должен тщательно проанализировать использовавшиеся в прошлом стратегии, политику и действия компании, акцентируя внимание на разрывах между ожидавшимися и реальными результатами. Такой подход является, по выражению Г. Стивенсона, "ключевым звеном в петле обратной связи", позволяющей менеджерам извлекать должные уроки из успехов и поражений (Stevenson, 1976).
И хотя Г. Стивенсону не удалось выявить сколько-нибудь систематичного метода использования подобных знаний, очевидно, что каждый работник организации имеет свое мнение по поводу того, что ей удается лучше всего, т. е. о стержневых компетенциях организации. Если в организации сформировалось единое мнение относительно ее возможностей, то не столь уж важно, насколько субъективным оно является. Ведь всегда может представиться возможность проверить это мнение в какой-либо конкретной ситуации.