русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Об источниках


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 749; Нарушение авторских прав


Как отбирались и обрабатывались помещенные в учебнике материалы? В одном выпущенном совсем недавно популярном учебнике авторы с гордостью заявляют о том, что все использованные в нем материалы датируются 1999 г. (кроме одного, за 1978 год!). Мы не претендуем на такого рода "современность". Более того, многие из предлагаемых материалов широко известны на протяжении времени, достаточно долгого для того, чтобы они, как хорошее вино, "дозрели". Критерием к их включению в наш учебник выступали даже не столько содержащиеся в них новые идеи, сколько качество проникновения в суть вопроса, т. е. способность автора объяснить некий аспект процесса управления лучше, чем это удалось другим исследователям. Время не властно над действительно оригинальными идеями, оно лишь определяет их истинное качество (даже если их авторы упоминают в своих примерах исключительно представителей сильной половины человечества, за что мы заранее приносим извинения нашим читательницам). Естественно, что наше пристрастие к "возрастным" статьям распространяется только на лучшие из них. Вы найдете в нашей книге как классику 1960-х гг., так и статьи, опубликованные незадолго до проведения окончательного отбора текстов. Наряду со статьями из самых серьезных академических изданий, лучших журналов и книг вы познакомитесь здесь и со сведениями из "весьма сомнительных" источников. "Брильянты" стратегического мышления иногда сверкают в самых странных местах!

Мы сделали выбор в пользу большого числа коротких текстов, а не меньшего числа пространных, и попытались представить как можно больше разнообразных идей, при сохранении максимальной ясности изложения. Поэтому нам так часто приходилось редактировать материалы. На самом деле мы затратили немало усилий на то, чтобы извлечь из каждой статьи или отрывка ключевые идеи и изложить их как можно более кратко, четко и ясно. К сожалению, сокращая тексты, нам иногда приходилось отказываться от интересных примеров и побочных тем. (В представленных материалах, в том числе и в нескольких примерах, заимствованных из публикаций, многоточие (...) обозначает то, что в данном месте часть текста удалена, а квадратные скобки ограничивают наши собственные краткие комментарии.) Мы просим прощения и у читателей, и у авторов за использование таких приемов, но надеемся, что общий результат с лихвой окупил изменения.



Мы включили в книгу и несколько собственных работ. Возможно, мы необъективны и менее строго судим их, но у нас тоже есть мысли, которые хотелось бы высказать; основные темы наших работ посвящены исследованиям проблем, которые по нашим ощущениям, имеют важное значение для курса политики и стратегии.

О практических примерах

Основная опасность, возникающая при изучении процесса разработки стратегии, возможно, самого увлекательного предмета в расписании курсов менеджмента и самого обширного из организационных процессов, состоит в том, что студенты и профессора, как правило, не вникают в основы деятельности предприятия. Синдром "не утомляйте меня деталями, я здесь для того, чтобы решать серьезные проблемы" погубил много курсов по политике и стратегии бизнеса (не говоря уж о практической управленческой деятельности). Причины серьезных проблем, без сомнения, коренятся в мелких деталях. Мы попытались показать это как в текстах, так и в примерах. Эффективный процесс разработки и внедрения стратегии всегда сводится к специфическим средствам. Примеры из реальной деятельности организаций дают богатый материал для изучения стратегических реальностей. Сущность процессов раскрывается через анализ поверхностных явлений. Если вы научитесь, шаг за шагом продвигаться к коренным причинам событий, то вознаграждение не заставит себя ждать: вас ждут новые открытия.

Однако как бы ни были полезны примеры, погружение в бурлящие волны реальной организации на самом деле не является идеальным способом осознания стратегического процесса. Мы отнюдь не утверждаем, что, ознакомившись с 20 страницами текста, описывающего сложившуюся в организации ситуацию, вы станете экспертом. Но знакомство с реальными примерами остается наиболее удобным способом введения практики в учебные аудитории, использования широкого и разнообразного опыта и активного вовлечения студента в анализ и принятие решений. Мы сознательно выбрали примеры, которые содержат как прескриптивные, так и дескриптивные аспекты. С одной стороны они позволяют получить информацию и очерчивают фон, что необходимо для принятия главного решения. Студенты могут оценить ситуацию в целостном контексте, высказать предположения о наиболее перспективных направлениях развития организации, обсудить, как принятые решения следует осуществлять на практике. С другой - каждый пример предоставляет нам возможность оценить динамику развития организации, исторический контекст стоящих перед ней проблем, влияние культуры, возможные ее реакции на различные решения и т. д. В отличие от приведенных во многих учебниках примеров, которые сосредоточены исключительно на аналитических сторонах решения, наши практикумы призваны побуждать читателей к участию в живом беспорядочном процессе поиска решений и достижении желаемого отклика на них. Изучение примеров включает в себя немалый объем и описательного, и предписывающего анализа.

Связь примеров и теоретических материалов

Приводимые нами практические примеры предназначены отнюдь не для того, чтобы особо подчеркнуть какую-то концепцию; равно как и теоретические материалы не предполагают разъяснения отдельных примеров. Каждый пример представляет срез специфической реальности, каждый текст - концептуальную интерпретацию отдельного явления. Тексты скомпонованы по группам, их объединяют общие аспекты или общие теоретические вопросы.

Мы намеренно избегали непосредственной связи примеров с теоретическими материалами, поскольку считаем, что каждый пример необходимо анализировать ради него самого. Примеры по сути богаче, чем теоретические материалы. Каждый пример содержит целый набор тем, которые, как правило, отражают сложные комплексные отношения. Теоретический материал, напротив, обычно выстраивается последовательно и четко, содержит одну или несколько основных концептуальных идей, в нем используется определенная терминология. Когда две эти составляющие соединяются - иногда непосредственно, гораздо чаще косвенно, - когда в конкретной ситуации возникает потребность в определенной концептуальной идее, имеет место мощный обучающий эффект в форме проникновения в суть явления или, хочется надеяться, в форме открытия.

Постарайтесь разобраться в том, как теории могут помочь вам прояснить описываемые в примерах ситуации, использовать их как основу для рассуждений и последующих выводов. Или, как замечательно высказался величайший военный теоретик ХIХ в. К. Клаузевиц (заимствуем цитату из материалов к гл. 1):


Единственное предназначение теории - предоставление художнику или солдату ориентиров и стандартов оценок... конечная цель отнюдь не указание конкретных действий, но развитие умения правильно разбираться во всем самостоятельно (Van Clausewitz, 1976:15).

В анализе практических примеров необходимо использовать теоретические материалы различных разделов. Мы составили учебник таким образом, что от главы к главе теоретические материалы усложняются. Идеи, с которыми вы познакомились в первых главах, интегрируются в последующих, а примеры в начале книги дают запас информации для тех, которые появятся позже. Сложность проблем и их контекста постепенно возрастает. Безусловно, пространственные ограничения и структурированная природа теорий требуют некоторой изолированности, но не воспринимайте ее слишком буквально. При работе с примером используйте любые идеи, которые сочтете полезными, черпая их не только из теоретических материалов, но и из собственных знаний. Практикум -это действия реальных людей в реальных компаниях. Реальность, которую представляют примеры, необыкновенно сложна: ее динамика распространяется вплоть до газет, справочников "Кто есть кто" и других многочисленных справочных материалов. Используйте любой разумный источник информации, который поможет вам "справиться" с примерами. При изучении курсов политики или стратегии немалое удовольствие получаешь от того, что вдруг начинаешь понимать механизм принятия глобальных решений и появления результатов локальных, общегосударственных, международных.

Вы познакомитесь с "живыми" примерами, у которых нет ни начала, ни конца. Мы старались описать их как можно занимательнее, так как не верим, будто примеры в курсах бизнеса непременно должны быть скучными. Каждый случай представляет собой важный переходный момент в истории предприятия. Каждый может быть многовариантно использован для того, чтобы в какой-то момент подчеркнуть определенную теоретическую концепцию. Многие примеры могут быть использованы для анализа финансовой и промышленной деятельности, а также для распознавания ошибок в организации, управлении, отдельных действиях. Зачастую они затрагивают такие технологические и предпринимательские различия, о которых редко вспоминают в курсе стратегии. Постарайтесь понять: пусть все это очень непросто, но чрезвычайно занимательно!

Обсуждение примеров

Примеры из практики менеджмента предоставляют нам информационную базу для анализа и обсуждений. В ее отсутствие сосредоточение на теоретических проблемах может только запутать дело. В процессе дискуссии у вас может возникнуть представление об организации или ситуации, которое будет существенно отличаться от воззрений других ее участников. Но при ближайшем рассмотрении, как правило, оказывается, что отличия в теории - не более чем различия в восприятии сопутствующих реалий.

Мы хотели бы предложить вам три уровня обучения: на первом происходит знакомство с работами ведущих теоретиков (по представленным в книге материалам); на втором - определяется область применения рассмотренных концепций в конкретных ситуациях и на третьем, на основании наблюдений и обсуждений анализируемых примеров, развивается способность к выработке собственной точки зрения. Все три подхода одинаково полезны. Думается, что каждый преподаватель, и каждый студент найдут свою собственную комбинацию соразмерно со своим опытом и сложившимися взглядами - именно поэтому мы и приводим столь широкий спектр примеров из практики и литературы.

Приведенные здесь примеры нельзя назвать иллюстрацией плохих или особо удачных решений. Они являются аналитическими средствами приложения и проверки концепций и средств, усвоенных вами в процессе образования и накопления опыта. Практически в каждом практикуме рассматриваются маркетинг, операции, планирование и контроль, внешняя среда, расчеты, финансирование, человеческий фактор, этические, политические и количественные аспекты деятельности организации. Вам необходимо уделить внимание всем без исключения ее характеристикам с учетом того, что в конкретной ситуации одни из них окажутся более важными, другие отойдут на второй план.

В каждом случае следует обратить внимание на совокупность обстоятельств. Во-первых, необходимо разобраться, что произошло и почему все получилось именно так. Каковы слабые и сильные стороны произошедшего? Что можно было бы изменить к лучшему? Как и почему? Во-вторых, неизбежно возникает вопрос: что дальше? Какие ключевые вопросы должны быть решены? В чем состоят возможные альтернативы? Какие результаты могут быть получены? В-третьих, в каждом примере могут быть идентифицированы четкие количественные характеристики и более размытые качественные впечатления. И те и другие заслуживают внимания. Так как каждый из примеров основан на фактах, связанных с реальными людьми и компаниями, информация по ним должна быть настолько обширной, насколько она необходима студентам и преподавателям.

Но каждая реальная стратегическая ситуация не ограничивается поведенческими, финансовыми или экономико-аналитическими аспектами. Необходимо рассмотреть все факторы и попытаться предложить всеобъемлющее решение. Несмотря на сложность, мы попытались изложить наши примеры по возможности кратко и попробовали передать атмосферу реальных событий. Более того, мы постарались давать примеры вперемежку: из области производства и сферы обслуживания, крупного и мелкого бизнеса, технологических и нетехнологических производств. Всюду мы стремились уловить наиболее важные и интригующие подробности, концепции, выделить наиболее характерные товары. Мы уверены, что занятия менеджментом насколько важны, настолько и занимательны. Наши примеры иллюстрируют это утверждение.

Универсальных, на все случаи жизни ответов не существует, но на несколько "хороших" ответов, как правило, приходится много "плохих". Курс стратегии призван помочь понять природу "лучших" из них, а также разобраться в том, на что следует обратить внимание, как проанализировать альтернативы, как преодолеть трудности на пути к решению и как применить решение на практике. Обучение стратегии отнюдь не гарантирует успеха, а всего лишь повышает вероятность его достижения. Комплекс определяющих реальную ситуацию переменных неподвластен ни отдельной личности, ни целому коллективу. Поэтому не следует воспринимать успешную деятельность отдельной компании как руководство к действию. Успех либо фиаско компании может определяться не столько управленческими решениями, сколько удачей, влиянием выдающейся личности, действиями конкурентов, развитием международных событий и т. д. Одним из результатов успешного обучения стратегии должна стать трезвая оценка вами своих возможностей.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предписывающая и описательная теории | Часть первая: стратегия


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.