Любое предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Здесь важное значение имеет определение оптимального количества произведенного продукта. Такой метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для уровня преодоления уровня безубыточности и получение целевой прибыли. Необходим также анализ вероятности достижения безубыточности при каждой возможной цене товара. В основе метода лежит подбор цен с точки зрения обеспечения заданной прибыльности и определение точки безубыточности.
Точку безубыточности можно найти аналитическим способом по формуле:
ТБ = Постоянные издержки / Валовая прибыль.
Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то используется расширенный вариант формулы безубыточности
A В С D
ТБ = [(S * P) + (S * P) + (S * P) + (S * P) ],
где S–процент общего объема продаж для каждого
товара (A,B,C,D);
P-валовая прибыль.
Для использования данного метода необходимо:
§ оценить полные затраты при различных объемах выпуска товара;
§ оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем выпуска товара;
§ определить прибыль, необходимую для обеспечения жизнедеятельности предприятия и выплаты всех обязательных платежей.
Однако у данного метода ценообразования имеются и недостатки. К ним относятся:
§ использование для определение цены объема выпуска продукции, который сам, в свою очередь, зависит от цены товара;
§ отсутствие учета зависимости между ценой и спросом, в результате чего цена может оказаться слишком высокой или слишком низкой.
Метод ценообразования с учетом рентабельности инвестиций.
Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.
Например: Фирма предполагает годовой объем производства нового изделия 40 000 шт. Переменные затраты на единицу изделия – 30 руб. постоянные – 20 руб. Проект по выпуску нового изделия потребует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1 млн.руб., величина которого будет погашаться за счет прибыли при 20% годовых. Какова должна быть цена нового изделия?
Суммарные затраты на производство единицы продукции: 30+20=50 руб. Минимальная прибыль, чтобы покрыть кредитные средства, должна составлять (1 000 000 /0,2)/ 40 000= 5 руб. (не ниже). Предполагаемая цена нового изделия составит 55 руб. (50+5=55 руб.)
Данный метод – единственный из метод, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товаров. Метод успешно подходит для принятия решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода – использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.