Добродетели и недостатки человека описываются терминами, как правило, взятыми из смежных областей – это характеристики природных явлений и объектов.
Часть эпитетов отражают внешнее проявление, присущих человеку качеств (это подчёркивается постфиксом «ный»: умный, сильный, стремительный, стеснительный. Это проявление ума, силы, скорости движения и т.д.
Слово «стеснительный» – произошло от дискомфорта, который ощущает человек, оказываясь в стесненных (тесных) отношениях, взаимодействиях. Аналогично тому, как такой дискомфорт возникает в тесном помещении.
Часть эпитетов просто указывают на наличие определённого качества: храбрый (храбрость), добрый (добро), злой (зло), душевный (душа), красивый (красота).
Эпитеты с постфиксом «ливый» указывают на внешние атрибуты человека, берущие начало внутри него: трусливый (трусить), болтливый (болтать), хвастливый (хвастать), талантливый (талант), завистливый (зависть), бережливый (беречь).
Слово «трусить» – семантический эквивалент слова «трястись», дрожать. Заметим, что аналогичные функциональные определения объектов распространены во всех языках мира.
«Хвастать» произошло от семантики «вилять, крутить хвостом».
«Храбрость» (хра + бросить) – отбросить «хра», т.е. отбросить чувство самосохранения. Слово могло иметь более древний способ порождения, связанный с семантикой «хр» в значении «выделиться, отделиться от толпы» (хоругви – знамя, предметы воинского отличия).
«Завидовать» (за + видеть) – видеть за человеком (изнанку).
«Талант» – от talentum (мера веса; лат.) и одноимённого названия денежной единицы. Отсюда переносное значение – весомость человека, его ценность. Хотя в латинском языке талант – ingenium (= in + genium), имеющий гениальность, имеющий ум (второе значение ingenium – ум).
«Беречь» (брать + очи) – брать под свою защиту, под присмотр. Parcus (бережливый; лат.) – произошло из семантики слова «расчётливый» с этим же написанием. Учитывая близость семантик «бр» и «пр» не исключено, что основой слова «беречь» и было это parcus (лат.).
«Щедрый» (щи + дар) – всегда накормит.
«Болтать» также имеет ясную семантику болтающегося языка во рту человека.
«Грозный» – от смысла природного явления – грозы.
Само слово «человек» не имеет достоверной этимологии.
По одной из версий учёных-лингвистов предполагается, что корень «чел» произошёл от «кел» или «цел»: čełovĕkъ сопоставляется с kíltis и kiltís (лит.) – род (ср. kílti – подниматься, возникать; kélmas – ствол дерева) и vaikas (лит.) – мальчик, сын; vaĩkis (др.прус.) – слуга. Отсюда значение слова čełovĕkъ предполагается в виде «мужчина как член рода».
С другой стороны, «чело» – лоб или верхняя часть устья черной печи; голова, верх; «челесн» (рус. церк.) – высший, главный; «челядь» – народ, вокруг главного вельможи. Да и корень «чл» близок по семантике корню «гл» (голова, главный).
«ВК» может иметь значение «говорить» (вокализ).
В целом имеем «человек» – это излагающий свои мысли (голова + говорить).
Однако, учитывая, что в латинском языке «вк», в частности, означает «поселение» (vicus (деревня; лат.), vicanus (поселянин; лат.)), а «чел» может принимать значение «часть целого» (член) – это указывает на то, что «человек» может означать просто «поселенец», живущий в стационарном месте (деревне, селе и т.п.).
Очень может быть, что все эти смыслы так или иначе оказывали влияние на формирование этого слова, создавая голографический образ человека.