Разнообразие стратегий, применяемых в СУ, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:
- уровень принятия решений;
- базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;
- стадия жизненного цикла отрасли;
- относительная сила отраслевой позиции предприятия;
- степень «агрессивности» поведения предприятия в конкурентной борьбе.
Усложняющим фактором классификации является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков.
Предлагается классифицировать все стратегии по трем признакам (рисунок 1.3):
- принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);
- принадлежность к стратегиям управления портфелем сферы бизнеса (портфельные стратегии);
- принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные), при этом стратегии 3.1-3.6, применяются в зависимости от внешних условий; стратегии 3.7-3.11 применяются в зависимости от внутренних условий.
Стратегии конкуренции
|
1. Глобальные
| 2. Корпоративные
| 3. Функциональные
|
1.1. Стратегия минимизации издержек
| 2.1. Стратегия связанной диверсификации
| 3.1. Наступательные и оборонительные стратегии
|
1.2. Стратегия фокусирования
| 2.2. Стратегия несвязанной диверсификации
| 3.2. Стратегии вертикальной интеграции
|
1.3. Стратегия дифференциации
| 2.3. Стратегия откачки капитала и ликвидации
| 3.3. Стратегии для отраслевых лидеров
|
1.4. Стратегия инноваций
| 2.4. Стратегия изменения курса, реструктуризации, выживания
| 3.4. Стратегии для рядовых отраслевых предприятий
|
1.5. Стратегия быстрого реагирования
| 2.5. Стратегия международной диверсификации
| 3.5. Стратегии для слабых предприятий в состоянии кризиса
|
|
| 3.6. Стратегия конкуренции на различных этапах жизненного цикла отрасли
|
|
| 3.7. Финансовая стратегия
|
|
| 3.8. Маркетинговая стратегия
|
|
| 3.9. Стратегия НИОКР и подготовки производства
|
|
| 3.10. Производственная стратегия
|
Рисунок 1.3
|
| 3.11. Инвестиционная стратегия
|