КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цена; функции цен; производственные, заготовительные, сметные цены; тарифы; система франкования цен; производственная, оптовая отпускная, оптово-посредническая, розничная цена, затратный и рыночный подходы к ценообразованию; методы ценообразования; цена реализации продукции; калькуляция отпускной цены.
Цена и ее функции в условиях рынка.
В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения.
ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи.
В то же время для рыночных условий более приемлемо определение цены, которое отображает реальные цели производства. А именно – необходимость обязательной реализации произведенного товара, что, с одной стороны, подтверждает целесообразность выпуска именно этой продукции, а с другой – создает основу дальнейшего расширения производства.
ЦЕНА – количество денег, которое выплачивается или получается за единицу товара или услуги.
Таким образом, в рыночных условиях цена – основной регулятор, который отражает всю совокупность отношений, характерных для рынка:
потребительские свойства, или полезность товара;
условия производства;
ограниченность товара как ресурса;
модель рынка и уровень конкуренции;
уровень государственного регулирования;
покупательную способность денежной единицы и т.д.
Функции цен:
Учетно-аналитическая;
Стимулирующая;
Распределительная;
Регулирующая.
Учетно-аналитическая – цена обеспечивает учет и измерение затрат на производство отдельных видов продукции и услуг, а также их прогнозирование.
Стимулирующая– обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой доходности на базе развития прогрессивных методов хозяйствования.
Распределительная – цена влияет на распределение ресурсов, перераспределение доходов на различных уровнях и между ними.
Регулирующая – обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением, между субъектами экономики физическими и юридическими лицами.