Актуальность: Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций ориентированы на выработку стратегических планов развития.
Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Оценивая все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой.
Стратегическое планирование – это выработка стратеги с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели. На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще.
А стратегический план – это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному трафарету с соответствующей степенью детализации.
Выбор и разработка стратегии предприятия невозможны без проведения основных этапов по реализации данной деятельности, среди которых выделяют:
- анализ среды, в которой организация существует и развивается;
-определение положения организации в отрасли, ее конкурентоспособности;
- выявление слабых и сильных сторон организации, существующих для нее возможностей и угроз;
- определение перспектив роста и нестабильности для организации в целом или входящих в ее состав стратегических зон хозяйствования;
- собственно сам выбор стратегии дальнейшего развития организации.
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы стратегического планирования и рассмотреть данную тему на примере СХПК «Победа» Таттинского улуса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятия и принципы стратегического планирования;
-рассмотреть документы стратегического планирования: виды и назначения;
-раскрыть этапы стратегического планирования;
-провести анализ факторов, влияющих на деятельность СХПК «Победа» Таттинского улуса;
-разработать рекомендации для стратегии развития организации.
Объект исследования - стратегическое планирование
Предмет исследования - стратегическое планирование СХПК «Победа» Таттинского улуса
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования
Понятия и принципы стратегического планирования
Планирование – это одна из основных функций менеджмента, предусматривающая выбор и формулирование целей, определение наиболее эффективных способов их достижения и потребностей в ресурсах. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью стратегического менеджмента, главное назначение которого заключается в разработке и успешном внедрении стратегии.
Довольно часто мы путаем понятия стратегическое управление и планирование, поэтому хотелось бы сразу определить разницу между этими терминами. По мнению И. Ансоффа эти различия заключаются в следующем: «Стратегическое планирование сфокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров, новых технологий [3, c. 413].
Стратегическое планирование – аналитический результат, а стратегический менеджмент – организационный. В стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы» [2, c. 413].
«Стратегическое планирование представляет собой разработку долгосрочных планов развития компании, которые составляются на основе анализа большого количества данных, обосновываются системами детальных расчетов и в общем виде становятся документами различной степени детализации», - пишут в своем учебнике Мильнер и Лиис [4,c. 136].
Согласно точки зрения Голубкова, автора статьи «Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации» под стратегическим планированием «понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание» [27,c. 11].
Стратегическое планирование определяет путь развития организации как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно описывающих результаты и эффективность развития. Роль стратегического планирования – обеспечить комплексный подход к развитию организации, учесть возможные изменения в окружающей среде, определить наиболее важные тенденции в ее развитии.
При рассмотрении данной темы невозможно не поговорить о принципах стратегического планирования, которые должны учитываться менеджерами и руководителями фирмы: [12,c. 327].
Системный характер планирования. Означает, что основные элементы системы планирования и взаимосвязи между ними должны обеспечивать целостность и комплексность процесса планирования.
Долгосрочный характер планирования на основе стратегических сценариев. В современной экономике никто не может точно прогнозировать будущее, но возможно построение различных вариантов состояний окружающей среды.
Единство, целостность и взаимосвязь долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного видов планирования. Означает последовательное преобразование стратегических планов в тактические, тактических – в оперативные и последних в планы работ исполнителей. Планы компании должны образовывать единое целое и не противоречить друг другу.
Комплексность и научность методов планирования, их соответствие решаемым задачам [12,c. 328].
Определяющее влияние человеческого фактора на качество стратегического планирования и выполнение стратегических планов. Планирование на всех этапах в первую очередь зависит от принятия решений людьми, от их взаимодействия, квалификации, умения работать в командах.
Единство стратегического планирования и контроля, личная ответственность за выполнение стратегических планов и их разделов.
Указанные принципы образуют основу системы эффективного стратегического планирования. Они определяют необходимость разработки систем прогнозирования и планирования, координирования и контроля, мотивации и стимулирования менеджеров и специалистов, участвующих в стратегическом процессе. Неэффективное стратегическое планирование характеризуется разрывами связей между элементами, слабой координацией в управлении, отсутствием контроля и низкой мотивацией персонала [12,c. 329].
Принципы системы стратегического планирования являются существенными. Нарушение любого из них разрушает целостность и снижает качество всей системы стратегического планирования. В результате компания теряет конкурентоспособность и становится банкротом [3,c. 82].
Документы стратегического планирования: виды и назначения
Главная цель стратегического планирования – это реализация видения руководством и собственниками компании как можно более точного рыночного положения компании в будущем. Какие продукты и услуги она будет производить, что нужно сделать, чтобы сохранить и увеличить конкурентные преимущества, какие альтернативы развития возможны, какие из них следует выбрать – все это должно быть не только на словах, но и отражаться в документах [6,c. 118].
Основным документом стратегического планирования является план.
Стратегический план – это комплексный документ, объединяющий в единое целое видение перспективы, ключевые ценности фирмы, реалистичные оценки изменений внешней и внутренней среды, четко сформулированные стратегии, комплексы целей, задач, сроки их выполнения и финансовое обеспечение, ответственных за реализацию стратегий [14,c. 127].
Существует много видов стратегических планов. Единства в их структуре и форме представления нет. Но при формировании стратегического документа должен соблюдаться ряд требований.
Стратегический план должен содержать: [15,c. 76].
-Направления стратегического развития, ключевые ценности организации, комплексы стратегических целей;
-Планируемые результаты и временные графики достижения основных и промежуточных целей, с указанием времени, когда они будут достигнуты;
-Ресурсы, требуемые для достижения целей, их распределение по основным стратегическим целям;
-Информацию о менеджерах, ответственных за выполнение плана;
-Описание проектов и целевых программ, если они предусмотрены;
-Расчеты экономической и социальной эффективности стратегий, проектов и программ;
-Сведения о координации разделов планов с другими разделами;
-Изменения внешней и внутренней среды;
-Стратегические сценарии и альтернативные стратегические планы, им соответствующие;
-Описание системы стратегического контроля и системы управления реализацией стратегического плана; [15,c. 77].
Стратегический план может быть представлен в виде объемного документа и в кратком виде. В практике управления следует стремиться, чтобы объем основного документа не превышал даже для крупной компании 20-40 стр. для дополнительных сведений используются приложения.
Стратегический план дополняется разработкой стратегических целевых программ, проектов и бюджетов.
Отличие целевой программы от плана заключается в том, что программа является гораздо менее гибкой, чем план. Целевая программа изначально направлена на решение связанных в единый график комплекса целевых задач с фиксированными объемами работ и продукции. Эти задачи нужно координировано выполнить точно в срок и в заданном объеме.
В зависимости от масштабов и сложности программа включает в себя несколько подпрограмм, т. е. проектов, которые охватывают комплекс работ, обеспечивающих реализацию в течение 2-3 лет промежуточных целей и задач, и выполняются как оперативными, так и функциональными подразделениями [1,c. 136].
Краткосрочные планы обычно составляются в форме. Бюджет представляет собой строго количественный план распределения финансовых ресурсов между подразделениями, видами и направлениями ее деятельности в соответствии с планируемыми результатами. Бюджет связывает целевые результаты управления и расходы финансовых ресурсов. Это важнейший документ в деятельности менеджера любого уровня иерархии. Главный годовой представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы организации в целом. Годовой бюджет состоит из операционного и финансового бюджетов.
На основе операционного и финансового бюджетов формируется окончательная производственная программа. Она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятий и отдельных подразделений с учетом имеющихся у них производственных мощностей. Программа определяет номенклатуру, объем, сроки выпуска продукции, величину незавершенного производства, загрузку оборудования, в том числе по кварталам [1, c. 136]
Специфической формой планов сегодня является бизнес - план. Обычно он оставляется на 5 лет или при создании фирмы. Или в переломные моменты ее существования. Цель бизнес – плана состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями покупателей и возможностями получить ресурсы, определить конкретные ее виды, рынки сбыта. По сравнению с другими видами планов бизнес – план обладает двумя особенностями:
Он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые они могут получить, приняв участие в его реализации.
Бизнес – план составляется в нескольких вариантах.
Согласно мнению Голубкова Е.П., автора статьи «Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации», во всех этих документах можно выделить три основные задачи разработки: [27,c. 14].
1.Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).
2.Определение основных целей и задач развития организации с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций.
3.Определение стратегии мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач ее развития. [27,c. 14].
Таким образом, все эти документы являются основными конечными результатами стратегического планирования. И только их единство, целостность и взаимосвязь могут обеспечить долгосрочный успех компании и превратить ее в лидера.
Варианты процесса стратегического планирования
Анализ литературы по стратегическому планированию показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.
Томпсон и Стрикленд определяют стратегическое планирование как решение пяти основных задач: «Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач: [23,c. 32].
-формирование стратегического видения будущего компании, создание модели будущего образа компании, определение долгосрочной перспективы развития
-постановка целей
-разработка стратегии
-реализация стратегии
-оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей. [23, с. 35]
Этот подход слишком упрощен и не раскрывает сущности организации процесса стратегического планирования, не показывает, как конкретно с научных позиций организовать в компании эффективный процесс планирования и избежать ошибок.
Р. Мэтьюз, А. Агеев и З. Большаков предложили подход описанию процесса планирования в виде графической модели девятиугольника, вписанного в окружность, узлы которого представляют собой: [19,c. 51].
-видение, целеполагание
-решение проблем финансирования
-определение необходимых видов деятельности
-рассмотрение альтернатив
-выбор наилучшего варианта стратегии
-принятие необходимых решений и соединение ресурсов в сети
-практическая реализация стратегии
-контроль и адаптация стратегии
-бизнес-среда [19, с. 53]
Авторы отметили слабые стороны централизованного сбора информации, статичность и предложили подход на основе соединения различных элементов стратегического планирования. Но по этой модели также не ясно как организовывать и осуществлять процесс стратегического планирования компании, где начало процесса и в чем заключаются его этапы.
Ф. Котлер предложил модель стратегического планирования в виде рядов последовательных этапов:
-формулировка миссии
-анализ окружающей среды
-анализ внутренней среды
-формулирование цели
-формулирование стратегии [11, c.99].
На наш взгляд эта модель также является слишком упрощенной и не раскрывает всей сути стратегического планирования.
Модель процесса стратегического планирования необходима для эффективной организации процесса управления разработкой и реализаций стратегии. Однако представленные нами модели носят слишком общий и не конкретный характер.
В разрабатываемом нами алгоритме, сведем последовательность стратегического планирования к следующим пяти блокам:
-Установление миссии и цели организации;
-Оценка внешней и внутренней среды организации;
-Выбор и разработка стратегии;
-Разработка стратегии;
В данной курсовой работе мы попытаемся рассмотреть именно эту модель стратегического планирования.