Что же такое демпинг? Классическое определение этого термина относится к сфере внешнеэкономической деятельности и содержит однозначно негативную оценку. Демпинг (англ. dumping, буквально – сбрасывание, от dump – сбрасывать) – продажа товаров монополиями, фирмами, не связанными с производством, или правительственными организациями на внешних рынках по бросовым ценам, т. е. по ценам ниже издержек производства.
Однозначно «вредным» эксперты считают именно стихийный демпинг. В особенности если дело происходит на таких массовых направлениях, как Египет или Турция. «Срабатывает фактор объема. В пересчете на одного туриста потери, может быть, и небольшие. Но если учесть, что в неделю вылетает 40 тыс. человек, создается опасная ситуация. Если весь сезон у туроператора прошел под знаком минус, возникает риск ухода такой компании с рынка», – развивает мысль Александр Буртин. При этом отличить стихийный демпинг от заранее просчитанного довольно сложно. У каждого туроператора есть своя, одному ему известная «красная зона», в которой заканчивается рентабельность и начинается убыток.
Кроме угрозы банкротств туроператоров, неконтролируемый демпинг, слив СПО в последний момент, подрывает еще и розничный рынок, развращает клиентов, приучает их к необоснованно низким ценам. Клиенты ходят из агентства в агентство, которые, в свою очередь, мечутся между туроператорами. Те вынуждены мириться с низкой глубиной продаж, изобретают для привлечения и удержания партнеров все новые и новые бонусные схемы, которые тоже фактически являются формой демпинга. Возникает замкнутый круг.
Практика, при которой большую часть комиссии агентство отдает клиенту, приводит к невозможности работать «в белую», заставляет отказаться от развития технологий, обнуляет вложения в обучение персонала ТА. В конечном счете страдает качество работы и авторитет профессии турагента.
Винить в этом следует и самих турагентов, большинство из которых не в состоянии бороться за туриста ничем, кроме размера скидки.