Силовые полупроводниковые преобразователи в системах электропривода выполняют функцию регулирования скорости и момента электрического двигателя. Они включены между двигателем и основным источником питания. По принципу действия силовые преобразователи разделяются на следующие базовые типы:
-широтно-импульсные преобразователи(ШИП), связывающие источник постоянного тока с двигателем постоянного тока;
-управляемые выпрямители(УВ), связывающие источник переменного тока с двигателем постоянного тока, частным случаем управляемого выпрямителя является выпрямитель неуправляемый (В);
- автономные инверторы(АИ), связывающие источник постоянного тока с двигателем переменного тока;
-непосредственные преобразователи частоты(НПЧ), связывающие источник переменного тока с двигателем переменного тока. Функциональные схемы базовых преобразователей показаны на рисунке 1.
Рис.1
Здесь следует напомнить, что постоянные напряжения (f=0) характеризуются средними значениями U1ср, U2ср, а переменные (f=0) — действующими значениями (U1, U2).
Широтно-импульсный преобразовательпреобразует постоянное напряжение питания (U1ср=const, f1=0) в постоянное регулируемое напряжение на выходе (U2ср=var, f2=0).
Управляемый выпрямительпреобразует переменное, обычно синусоидальное напряжение частоты f1 = 50 Гц постоянного действующего значения (обычно 220В), в постоянное регулируемое напряжение на выходе (U2ср=var, f2=0).
Автономный инверторпреобразует постоянное напряжение питания (U1ср =сопst, f1=0) в переменное напряжение на выходе с регулируемым действующим значением и регулируемой частотой (U2 =var, f2 = var).
Непосредственный преобразователь частотыпреобразует переменное, обычно синусоидальное, напряжение частоты f1 = 50 Гц постоянного действующего значения (обычно 220 В) в переменное напряжение на выходе с регулируемым действующим значением и регулируемой частотой (U2 =var, f2 =var).
Возможные варианты применения базовых силовых преобразователей в электроприводах постоянного и переменного тока показаны на рис.2 .
В электроприводах постоянного тока исполнительным двигателем является двигатель постоянного тока. При питании от источника постоянного тока (аккумулятор, солнечная батарея, генератор постоянного тока) в качестве силового преобразователя используется ШИП, если источником питания является сеть переменного тока, то может быть применен УВ, либо сочетание В+ШИП (рис.2 ).
В электроприводах переменного тока исполнительным двигателем является машина переменного тока. В этом случае при питании от источника постоянного тока применяется АИ, а при питании от источника переменного тока НПЧ, либо сочетания УВ+АИ, либо В+АИ.
Следует отметить, что для управления двигателями постоянного тока необходимо регулировать только напряжение, а для управления двигателями переменного тока — напряжение и частоту.
Рис.2 Базовые способы построения электроприводов постоянного и переменного тока