русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Синхронная медитация. Классификация практик


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 975; Нарушение авторских прав


 

В этой главе обсуждаются структурные элементы духовных практик, которые присутствуют в любой традиции, являясь универсальными и представляя собой своего рода аксиоматику.

В различных духовных традициях существует большое многообразие практик трансформации внутреннего состояния или, другими словами, трансформации энергии. Цель данной главы – дать описание единого принципа, по которому строятся такие практики. Мы будем исходить из идеи о том, что современный человек может обнаружить и использовать некую абстрактную, универсальную практику трансформации состояния, изоморфную тому, что с разной степенью проявленности заключено в любой традиции.

Эта универсальная практика, как будет видно ниже, состоит из нескольких одновременно протекающих разноуровневых практик (хотя в рамках одной традиции обычно не принято осознанно работать сразу со всеми уровнями). Все эти практики строятся по единому универсальному закону, который ниже мы сформулируем в виде нескольких аксиоматических принципов. В разных традициях эти принципы предъявляются в форме метафор, философских или этических категорий, хотя в действительности в них закодированы закономерности эволюции внутреннего состояния (эволюции энергии).

Для того, чтобы описать классификацию этих практик, удобно исходить из модели тонких тел (см. рис. 2), принятой в традиции и породившей впоследствии различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу, логические уровни в НЛП и т.д.). В традиции считается, что кроме физического тела человек обладает «телами» ощущений, эмоций, мыслей, событий, ценностей и – телом идентичности, в котором заключено бессмертное «я» и неосознаваемое знание о миссии. Каждое следующее тело состоит из материи более тонкого порядка. Интеллектуально познаваемыми и, следовательно, описуемыми в словах являются только те телесные планы, которые расположены ниже ментального:



 

 

Рис. 2а. Модель тонких тел. Стрелками обозначены энергетические

потоки, объединяющие все телесные уровни в замкнутую систему

 

Рис. 2б. Модель тонких тел, принятая в традиции

 

Сопоставим каждому из тонких тел особый тип состояний (внутренних энергий), соответствующих им внутренних и внешних проблем – и соответствующий тип практик, позволяющих такие проблемы решать. Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой (по определению) медитацию соответствующего тела. Мы получаем, таким образом, классификацию практик. В следующих главах каждый из полученных типов трансформации будет представлен в виде отдельной технологии.

С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие (эфирный тупик) и т.д. В физическом теле такому тупику, как правило, соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данного фрагмента картины мира. Во многих случаях хронический мышечный спазм становится источником хронического заболевания, развивающегося постепенно, в течение многих лет.

Для решения проблемы можно использовать с разной степенью эффективности медитации разных тонких тел, как это принято в различных традициях и в современной психологии. Наша цель, однако, построение единой, универсальной практики, в которую включены медитации всех планов, включая работу с мышечным блоком.

Эти медитации строятся также по единому принципу. Рассмотрим его на примере медитации эфирного тела, или эфирной медитации (под этим подразумевается осознанная трансформация ощущений).

Введем два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и деконцентрация, соответственно, «второе» и «первое»[1] внимание). Объединенное (синхронное) использование деконцентрации и концентрации внимания – это то особое состояние, из которого можно управлять энергией. Технически это состояние достигается следующим образом:

1. Расфокусировать внимание так, чтобы чувствовать все тело, от макушки до пальцев ног – т.е. включить деконцентрацию.

2. Одновременно удерживать внимание на локальном ощущении – например, найти какую-то конкретную боль, дискомфорт в теле – т.е. активизировать концентрацию.

Владение таким состоянием делает возможной, в частности, эфирную медитацию. Шаги следующие:

 

1. Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта).

2. Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение).

3. Находясь в состоянии деконцентрации (т.е. чувствуя все тело), отследить телесный (эфирный) дискомфорт, вызванный этой эмоцией, и захватить его в фокус концентрации.

4. Усиливать ощущение дискомфорта, одновременно расслабляя тело. Здесь концентрация и деконцентрация работают синхронно.

 

Когда эти шаги выполнены, происходит быстрая эволюция ощущений: дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься, опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях – и в конце концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. «негативная» эфирная энергия трансформируется в «позитивную».

Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к. трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по восходящему потоку.

Подобная медитация – способ искренне изменить отношение к собственному прошлому. Если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то результатом будет подлинное и спонтанное, а не ментальное прощение обидчика, т.к. в телесных ощущениях полностью стирается память об обиде. Такого результата нельзя достигнуть, прибегая к ресурсным техникам, например, аффирмациям[2] или ритуальному прощению (в его современной версии). Настоящий, необратимый результат возможен, наоборот, только при осознанном и безжалостном (по отношению к себе) усилении страдания на эфирном и астральном планах вплоть до его полной трансформации. В христианстве это называется принять страдание – потому что (при соблюдении условий осознанности и безжалостности) во всех тонких телах и в физическом теле нет сопротивления и напряжения, они расслаблены (смирение). Можно говорить о том, что совет подставить левую щеку, если тебя ударили по правой, – это не столько буквальная инструкция, сколько метафорическое описание данной техники усиления ощущений, либо ее каузальный вариант.

Этот принцип – открыто (т.е. расслабив тело) идти навстречу страданию (т.е. усиливать его) – определяет также структуру медитаций астрального, ментального, каузального и других уровней.

Еще один важнейший принцип в трансформации энергии любого телесного уровня – никогда не отвлекаться на содержание эпизода, интересуясь лишь структурой практики и удерживая себя на каждом ее этапе до получения ожидаемого на этом этапе результата.

Описание медитативных техник для астрального, ментального и последующих уровней дано в следующих главах. Здесь мы дадим одну из простейших версий астральной медитации.

Астральная медитация (упрощенная версия[3])

Первые шаги уже известны, это вход в трансформирующую медитацию любого тела: вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию, расфокусировать внимание по всему телу, расслабиться и углублять расслабление в течение всей медитации.

Дальнейшие шаги:

  • Продолжая расслаблять тело, усиливать негативную эмоцию до возможных пределов (при этом возникает впечатление, что она выходит из тела и заполняет все пространство) и продолжать это усиление еще и еще, за пределы возможных границ. Запредельная ярость без сжатых кулаков и стиснутых зубов переживается как мощная энергетическая волна, освобождающая тело. Однако начинать медитацию следует с иньской эмоции (страх, обида, уныние и т.д. – подробнее об этом см. главу IV). При этом могут течь слезы, но тело должно оставаться расслабленным – это возможно, если при страдании сохраняется осознанность и не допускается жалость к себе.
  • Обратить внимание на момент, когда негативная эмоция внезапно исчезнет или перейдет в свою противоположность (например, страх – в агрессию, или наоборот) и точно так же усиливать противоположную эмоцию.
  • Повторять эти перевороты (т.е. циклические переходы иньской и янской энергии) до тех пор, пока не возникнет нейтральное эмоциональное состояние (т.е. иньская и янская энергии интегрируются в целостную энергию Ци). Обычно достаточно одного полного (Инь-Ян) цикла.
  • Сделать проверку: снова ассоциированно войти в проблемный эпизод. Эмоциональному покою, созданному успешно выполненной медитацией, сопутствуют новые, конструктивные мысли о данной ситуации (изменения на ментальном плане, создаваемые восходящим потоком из астрального в ментальное тело) и комфортные ощущения в теле (изменения на эфирном плане, создаваемые нисходящим потоком из астрального в эфирное тело).

 

Из описания эфирной и астральной медитаций видно, что в проблеме синхронно участвуют разные телесные уровни. В данных медитациях работа начинается с ментального и охватывает все нижележащие уровни.

При таком способе действий гарантировано улучшение физического состояния, т.е. некоторое приближение к исцелению. С помощью такой многоуровневой медитации можно снимать любое обострение хронических заболеваний и вылечивать острые заболевания. В таких случаях медитации должно предшествовать выслеживание симптома, т.е. мысли и фрагмента картины мира, порождающих симптом[4].

О позитивных изменениях на более тонких планах – каузальном или буддхиальном – также можно говорить, однако эти изменения, если они и будут, достаточно иррациональны и случайны, нет никаких гарантий, что они произойдут.

Для того, чтобы получить запланированные изменения на более тонких уровнях, т.е. ликвидировать каузальный тупик, необходима каузальная медитация, описание которой дано в следующих главах. Упомянем только, что в случае осознанной каузальной медитации оптимизируется событийный поток.

Точно так же можно сформулировать правила трансформации энергии буддхиального тела. В результате приходит восприимчивость к все более тонким граням ценностного плана и ощущения «я», чувствованию миссии, т.е. человек освобождается от всех искажений, проявленных в проблемном эпизоде.

Уже говорилось о том, что в традиции принято прорабатывать каждое из тонких тел отдельно. На это тратятся годы (сначала на проработку эфирного тела, потом астрального и т.д.; реализованный мастер использует все практики одновременно, что эквивалентно описанной выше синхронной медитации). В индийской традиции этому соответствуют разные уровни йоги, в китайской традиции – разные уровни энергетических практик. В христианской традиции разные формы молитвенных практик и ритуалов относятся к разным тонким планам (таинства относятся к наиболее тонким планам).

Естественно, что в традиции нет проявленной классификации, классификация существует «по умолчанию». Но в некоторых практиках акцент определенно ставится (также «по умолчанию») на конкретных тонких телах. Например, практика «виппасана» в буддизме – это способ трансформации энергии эфирного и астрального тел. Аналогично, хатха-йогу можно рассматривать как способ трансформации энергии, в основном, физического и эфирного тел; бхакти-йогу – как способ трансформации энергии астрального и буддхиального тел, джняна-йогу – как способ трансформации энергии ментального тела, раджа-йогу – как способ трансформации энергии ментального и буддхиального тел, карма-йогу – как способ трансформации энергии каузального тела.

В научной психологии (опять-таки «по умолчанию») для решения проблем разных логических уровней также принято использовать отдельно техники (и даже разные психологические направления), предназначенные для разных тонких тел (например, рефрейминг – работа с ментальным планом, ресурсные техники – в основном, с астральным и т.д.). Приведенную выше систему тонких тел можно рассматривать как одну из возможных основ для классификации различных психологических технологий и направлений.

Современный человек (если он достаточно зрел и реализован в серьезной профессии) в принципе обладает достаточно развитыми концентрацией и чувствительностью, чтобы перейти от постепенного прохождения телесных уровней к единой универсальной медитации, синхронно включающей все планы от физического до буддхиального, и сознательно трансформировать энергию всех уровней, реально приближаясь к целостности и соответствию своей миссии, и при этом оставаясь социально успешным мирянином.

Естественно, что если практики, подобные описанным, становятся образом жизни и применяются ко многим эпизодам личной истории (объединяясь в практики перепросмотра личной истории и стирания личной истории – в терминологии Кастанеды), позитивные изменения охватывают все большие контексты, что постепенно ведет к полному исцелению всех тонких тел.

В отличие от традиционно-психологического подхода, в данном подходе можно и не ставить конкретных задач – действуя так, как принято в традиции. Все, на что претендует человек, движущийся в традиции, это постепенное накопление мудрости и зрелости. Важное отличие рассматриваемого подхода в том, что, непрерывно практикуя синхронную медитацию и другие многоуровневые технологии (см. следующие главы), подобного результата можно достичь значительно быстрее, чем в традиции. Кроме того, при этом решаются также и любые конкретные задачи.

Результаты применения технологии определенного тонкого плана распространяются в вышележащий и нижележащий планы через два потока (которые обозначены стрелками на рис. 2).

Нисходящий поток является потоком управления. В частности, миссия задается (фиксируется) в процессе рождения и в процессе жизни проявляется, «опускаясь» в плотный план по нисходящему потоку – к сожалению, слишком часто в виде проблемы (по типу страх – симптом).

Восходящий поток представляет собой поток энергии, необходимой для жизнедеятельности вышележащих планов (и тел). Этот естественный процесс (в его позитивном аспекте) используется в предлагаемых здесь многоуровневых технологиях. В результате каждая синхронная медитация превращается в системный процесс, в котором медитация осуществляется в каждой из частей системы, а результаты медитации синхронизуются благодаря двойной связи (двум потокам). Это отличает предлагаемые здесь практики и технологии от того, что обычно используется и в традиции, и в общепринятых психологических подходах.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура направления | Круг практик


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.