Себестоимость представляет собой наибольшую величину в структуре цены, изменение которой в ту или иную сторону ведет к росту либо снижению абсолютной величины прибыли. Себестоимость продукции в классическом определении — это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Методы калькуляции себестоимости предприятия устанавливают сами. Для выявления сущности затрат, их влияния на конечный, результат деятельности предприятия и формирования в этой связи объективной цены, существенное внимание должно быть уделено правильному распределению и разноске затрат.
В себестоимости отражаются текущие затраты на производство всего объема продукции, каждой ее единицы, выполненные работы и услуги. В первом случае составляется смета затрат на производство, в которой они группируются по элементам в целях:
- определения всех затрат на производство запланированного объема продукции;
- распределения их по экономическому содержанию;
- определения доли того или иного элемента в общих затратах на производство.
Для включения в себестоимость отдельных видов продукции прямых материальных и трудовых затрат на предприятии необходимо разрабатывать систему соответствующих норм и нормативов.
По косвенным расходам разрабатываются соответствующие сметы (бюджеты), в которых фиксируются расходы, связанные с выпуском всех видов продукции. Эти сметы привязываются к отчетным периодам и составляются в разрезе статей, перечисленных в 1, 2, 3 вопросах.
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат. Калькуляционный принцип группировки затрат лежит в основе построения плана счетов бухгалтерского учета во всех отраслях народного хозяйства в нашей стране и за рубежом. Отчетность также составляется и анализируется преимущественно по статьям калькуляции. Расчет прибыли и косвенных налогов, как элементов цены товара В качестве самостоятельных элементов цены выступают косвенные налоги. В настоящее время косвенные налоги представлены налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизом. На величину указанных налогов возрастает цена изготовителя, тарифы на услуги и работы Налоговая база для исчисления НДС при реализации товаров (услуг, работ) определяется исходя из отпускных цен за минусом НДС. По подакцизным товарам налоговая база определяется исходя из отпускных цен за минусом НДС, но с учетом акциза.
Величина добавленной стоимости не может быть рассчитана на единицу конкретного вида продукции. Соответственно, и налог на добавленную стоимость нельзя прямо и непосредственно рассчитать на единицу продукции. В то же время цена устанавливается на единицу продукции. А НДС является элементом цены единицы продукции. Поэтому в состав цены НДС включается по специально разработанной методике.Другой косвенный налог — акциз— это налог на потребление. Характерной особенностью акциза является то, что он устанавливается только на определенные группы товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости. К подакцизным товарам относятся: спирт этиловый; спиртосодержащая продукция;табачная продукция;автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.; бензин; дизельное топливо; В состав цены акциз включается прямо и непосредственно
Сущность свободных цен и их роль в формировании рыночных отношений. Свободные (рыночные) закупочные цены. Свободные оптовые (отпускные) цены. Порядок их установления, применения и фиксирования. Структура этих цен.
Свободные цены выступают инструментом поддержания равновесия спроса и предложения. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение, т. е. цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса.
В зависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные (рыночные) и регулируемые. Свободные цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняют функцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении или сокращении платежеспособности спроса.
Свободные цены подразделяются на свободные оптовые цены, свободные отпускные и свободные розничные цены. Свободные оптовые цены устанавливаются на продукцию производственно-технического значения, а свободные отпускные цены – на потребительские товары. Свободные отпускные цены на потребительские товары включают в себя себестоимость, прибыть, налог на добавленную стоимость, а по некоторым товарам и акциз. Свободные (отпускные) цены на товары народного потребления устанавливаются (с учетом НДС) изготовителем товаров по согласованию на равноправной основе с розничными торговыми и другими организациями, реализующими товары населению, внерыночными потребителями, а также посредниками.Свободная розничная цена определяется розничными торговыми или другими организациями, предприятиями и отдельными юридическими лицами (независимо от форм собственности), осуществляющими продажу этих товаров населению.
Структура ценыОбычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля, оптовая торговля – розничная торговля, розница – потребитель.
Соответственно этим стадиям выделяют основные составляющие цены:
1.оптовая цена предприятия (отпускная), состоит из себестоимости и прибыли предприятия;
2.оптовая цена промышленности (торговли), включает кроме отпускной цены снабженческо-сбытовую наценку, т.е. цену на снабженческие и сбытовые услуги, возмещающую издержки сбыта и приносящую прибыль соответствующим организациям;
3.розничная цена, включает торговую наценку на оптовую цену или, часто, торговую скидку с розничной цены (назначается в %, состоит из затрат и прибыли розничной торговли).