Суть расчётных методов состоит в том, что они базируются главным образом на учёте внутрипроизводственных условий фирмы. В результате использования методов данной группы фирма определяет желаемый уровень, не скорректированный в полной мере с учётом требований реальной рыночной конъюнктуры.
В рамках расчётных методов принято в первую очередь рассматривать затратные методы.
14. Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли. Главная функция специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода - учёт затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара.
1. Метод полных затрат основан на определении себестоимости суммы всех прямых и косвенных затрат в расчёте на единицу продукции. Для определения цены сумма полученных полных затрат увеличивается на величину прибыли, которая может определяться как абсолютная величина, но чаще определяется через норматив рентабельности к затратам.При этом рентабельность не обязательно может быть установлена пропорционально полной себестоимости, а например, по отношению к плановому, нормативному или фактическому фонду оплаты труда. Данный подход может быть использован для производства с высоким уровнем стоимости обработки (трудоемкости). Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, расчет цены оптовой производителя производится по формуле:
В мономенклатурных производствах все затраты рассматриваются как прямые, а в многономенклатурных принято выделять прямые и косвенные затраты.
Данный метод используют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции гарантирован.
Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени - на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.
2. Метод стандартных (нормативных) издержек позволяет формировать цены на основе расчёта затрат по нормам с учётом отклонений фактических затрат от нормативных и проводить пофакторный анализ издержек. Отклонения от стандартов анализируются по причинам, их вызвавшим.
Методстандартных (нормативных) издержек обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей. Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства. Наиболее сложный элемент системы стандартных (нормативных) издержек – определение стандартов затрат. Для этого необходимо детально изучить рынок, технологию, производство и т.д. стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.
Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандартов (норм), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек и дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать, с другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентоспособны на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.
3. Метод прямых издержек – метод формирования цен на основе определения прямых затрат. Данный метод основан на использовании принципа добавленной стоимости (маржинального дохода). Добавленная стоимость определяется как разница между выручкой от реализации и прямыми затратами. Маржинальный доход идёт на покрытие косвенных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль.
Прямые переменные затраты должны являться пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию.
Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Поскольку косвенные расходы не меняются в результате изменений выпуска объёма продукции. Поэтому, чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращённых издержек, тем больше покрытие (маржинальный доход) и рентабельность. Таким образом, косвенные расходы должны покрываться за счёт маржинального дохода.
Использование метода ценообразования по прямым издержкам позволяет формировать цены с учётом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в формировании маржинального дохода фирмы. В условия рыночных отношений фирма может построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее рентабельные.
4. Метод стандартных (нормативных) прямых издержексочетает достоинства метода стандартных (нормативных) издержек и метода прямых издержек. Применение этого метода показано в табл. 5. Данный метод вносит в процесс ценообразования элементы экономического анализа. Он используется при планировании и контроле прибыльности.
Метод стандартных (нормативных) прямых издержек позволяет управлять сокращенными издержками по отклонениям. Проанализировав сокращенную номенклатуру издержек, можно определить наиболее узкие места производства изделия и принять необходимые меры для повышения рентабельности.
5. Метод АВС используется для разнесения косвенных расходов между отдельными видами продукции и работ. Метод АВС (Fctivity Based Costing), являющегося основой использования модели ценообразования АВР (Fctivity Based Pricing). Данный метод более точно отражает разнесение косвенных расходов, чем использование «традиционного» подхода, учитывающего в долгосрочной перспективе объём выпуска продукции, а не переменные затраты. Особое значение придается данному методу с позиций стратегического управления, так как метод АВС используется как эффективный способ осуществления финансового анализа при формировании цены, поскольку он разработан как «бизнес-ориентированная» альтернатива «традиционным» финансовым подходам. Применение метода АВС предполагает выделение тех специфических функций, которые выполняет каждое из бизнес-подразделений. Такая работа является достаточно сложной, так как необходимо выделить и как можно более точно описать каждую из функций, для которой будет определена её стоимостная оценка.
Современное производство отличается, как правило, разнообразным ассортиментом, вызванным необходимостью диверсификации продукции в условиях возрастающей конкуренции. Поэтому, с одной стороны, требуется часто переналадка оборудования, а с другой – увеличивается трудоемкость обработки информации, связанной с реализацией продукции. В этой связи преобладающая часть косвенных затрат определяется не объёмом выпуска продукции как таковым, а зависит от сложности её производства и разнообразности ассортиментных групп товаров.