Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена- сложная экономическая категория. В ней пересекаются основные многие проблемы развития экономики, общества в целом. Существует два подхода к определению теории цены. По мнению одних, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена- денежное выражение стоимости товара.
Стоимость- это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда.
Цена отдельного товара может отличаться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, цена более подвижна, чем стоимость, поскольку в ней отражаются условия обмена товаров, спрос и предложение, степень государственного регулирования, распределение стоимости между производством и потреблением. следовательно, цена – это количество денег, уплачиваемое за единицу данного товара, предназначенного для реализации. Она выступает как экономический индикатор состояния рынка, степени риска и конкуренции, как фактор, отражающий образование прибыли, налогов. С помощью цены измеряется покупательская способность денежных средств, отражается уровень жизни населения. Являясь важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, цена определяет валовой доход, прибыль рентабельность другие показатели предприятий. Цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.