Обращение к параметрическим методам может иметь место при выборе фирмой любого метода ценообразования: рассмотренного выше.
Основу параметрических методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами или ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Параметрический ряд – это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.
Основоположником параметрического ценообразования в России является русский математик, механик и кораблестроитель А.Н. Крылов. Еще в 1907 г. он предложил для ряда проектов боевых кораблей вычислять среднее значение основных параметров, характеризующих их качество, и рассматривать “средний корабль” (и в настоящее время в практике мирового судостроения и международной торговле судами принят термин “стандартное судно”).
Выявленные количественные зависимости между ценами и основными качественными параметрами используются для определения того, на сколько уровень цены нового изделия, исчисленный на базе издержек производства, вписывается в систему цен внутреннего рынка, которые отражают качественные различия между изделиями.
Параметрические методы используются при определении цен в мировой торговле, где конкурентоспособность продукции, ее качество, являются важнейшим ценообразующим фактором, и использование дополнительно параметрического подхода позволяет фирмам «вписывать» свои изделия на внешнем рынке.
Параметрические методы – это также средство прогноза затрат и цен.
Таким образом, использование параметрических методов может использоваться для:
- обоснования цены на новую модификацию, которая включается в параметрический ряд производимых фирмой товаров;
- обоснования поправок к ценам с учетом цен и качества товаров конкурентов.
Рассмотрим содержание отдельных видов параметрических методов.