Данный метод также основывается на калькуляционных оценках себестоимости, но он технически более сложен, чем методы, опирающиеся на «цену с надбавкой». При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей, дополнительной единицы.
Условный пример определения цены на концертное представление.
Цена
Выпуск
(число представлений
в год)
Общий доход (TR)
Общие затраты за год (ТС)
Средние затраты
Предель-ные
издержки (МС)
Предель
ный доход (МR)
Общая прибыль TR-TC
Более
-
-
-
-10000
-15000
-115000
-20000
-275000
В данном примере оптимальным является три представления в год, при этом предельные затраты близки по своей величине предельной выручке и фирма получает максимальную прибыль 85000 в год.
Как только достигнут уровень продажи, обеспечивающий покрытие всех расходов, включая накладные, продавец может позволить себе снизить продажную цену. Необходимо лишь покрыть себестоимость дополнительной единицы. Любая цена, превышающая эту дополнительную себестоимость, дает дополнительную прибыль, особенно при условии, что более низкая цена стимулирует повышение спроса на товар.
Однако предоставлять скидку с продажной цены можно лишь при условии, что потребители, оплачивающие полную стоимость, не имеют доступ к этой информации.
Примером неправильного поведения в данной ситуации может служить кемпинговая компания, которая представляла домики для проведения отдыха на лыжах на горном курорте. В домиках регулярно оставались свободные места, и фирма решила предлагать их со значительной скидкой за три недели до конца сезона. Это снижение цены строилось на схеме предельного ценообразования: дополнительную стоимость обслуживания одного клиента составляла только стоимость его проезда во Францию и обратно, увеличенная на расходы по питанию.
Основными клиентами этой фирмы были молодые лыжники, которые особо чувствительны к цене. Когда стало известно, что фирма значительно снижает цены за несколько недель до конца сезона, они стали стремиться покупать именно в это время. В результате в один из сезонов фирма продала 60% мест со скидкой и была вынуждена закрыться.
В политике предельного ценообразования несомненно одно. Продажная цена ни в коем случае не должна быть ниже предельной себестоимости производства одной дополнительной единицы продукции. В противном случае для предприятия возникает реальная угроза понести убытки, и они будут расти с каждой дополнительной единицей продукции, предназначенной для продажи.
Анализируя разброс в уровнях общей себестоимости производимого товара и себестоимости производства одной дополнительной единицы, можно получить дополнительные экономические аргументы для определения цены.