русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

МОДУЛЬ 1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Тема 1.1. Основные теоретические концепции цены


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1183; Нарушение авторских прав


СОДЕРЖАНИЕ

 

Модуль 1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 


Тема 1.1. Основные теоретические концепции цены

Тема 1.2. Виды и функции цен

Тема 1.3.Регулирование цен

Тема 1.4. Ценообразование и структура рынка

 

 

Модуль 2.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ

 

 

Тема 2.1.Содержание ценовой политики предприятия Тема 2.2.Этапы разработки ценовой стратегии. Стратегии ценообразования

Тема 2.3.Методы затратного ценообразования

Тема 2.4.Методы рыночного ценообразования

Тема 2.5.Параметрические методы определения цен Тема 2.6.Трансфертные методы определения цен Тема 2.7.Тактические аспекты ценовой политики

 

 

Модуль3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

Тема 3.1.Ценообразование на топливно-энергетическом рынке Тема 3.2.Цены на продукцию производственно-технического назначения

Тема 3.3.Ценообразование на услуги

Тема 3.4.Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности

Тема 3.5.Ценообразование на рынке недвижимости

 

 

Модуль 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ

 

Тема 4.1.Понятие цены мирового рынка

Тема 4.2.Формирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию

Тема 4.3.Международные трансфертные цены


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


МОДУЛЬ 1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Тема 1.1. Основные теоретические концепции цены

Значение и сущность стоимости и цены товара всегда находились в

поле зрения ученых и практиков с древнейших времен существования организованных форм общественного бытия. Первым в истории экономической мысли ученым, который попытался найти закон образования и изменения цен, был Аристотель (IV в. до н.э.). Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически ненаблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли «справедливой ценой», «внутренней» или



«естественной» ценностью благ.

Теория трудовой стоимости. Теория, утверждающая, что основой цены является стоимость, созданная трудом, является теорией трудовой стоимости и разработана выдающимися представителями английской классической политэкономии: У. Петти, А.Смитом, Д. Риккардо.

К.Маркс, продолжая линию трудовой стоимости, довел эту теорию до завершения, придя к выводу, что цена – это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников. Под стоимостью К.Маркс понимал воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода времени) условиям, умелости и интенсивности труда. Так как всякий товар есть результат труда, то все товары становятся качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, т.е. трудом «вообще», обезличенным либо лишенным конкретики. Поскольку отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, то они и определяют объективные пропорции обмена товарами.

Формула стоимости, согласно трудовой теории стоимости, имеет вид:

 

 

W = c + v + m,

 

 

где W – стоимость товара, совокупность общественно необходимых затрат труда, c – затраты овеществленного труда (стоимость износа средств труда, потребленного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий);

v – оплата труда наемных работников; m – прибавочная стоимость, основа прибыли («неоплаченный» живой труд).

Развитие рыночных отношений в условиях свободной конкуренции приводит к тому, что происходит модификация стоимости: претерпевает изменение непосредственная основа цены. Появляется цена производства, механизм формирования которой имеет в своей основе межотраслевую

 

 


конкуренцию капиталов, осуществляемую путем их перелива в соответствии с колебаниями нормы прибыли в различных сферах (отраслях) производства.

Теории факторов производства занимают господствующее положение в западной политэкономии в XIX в. В большинстве теорий факторов производства создание стоимости связывается с тремя факторами: капиталом, трудом и землей. Современные экономисты добавляют четвертый фактор – предпринимателя, как лицо, объединяющее три других фактора и делающее возможным производственный процесс. В настоящее время выделяют еще один специфический фактор производства – информацию (систему знаний и сведений).

Теория факторов производства впоследствии трансформировалась в теорию издержек производства, которые рассматривались как основание, базис продажных (производственных) цен.

Перечисленные теоретические исследования сформировали подходы,

соответствующие затратному ценообразованию.

В конце XIX в. появились новые варианты теории стоимости, так называемые теории предельной полезности (маржинализм). Согласно мнению сторонников теории предельной полезности, в основе цены лежит полезность, степень которой каждый участник обмена определяет исходя из собственных субъективных представлений. Первоосновой данной теории стали работы немецкого экономиста и статистика Г.Госсена, который исходил из того, что полезность – субъективная категория, а потребление – единственно достойный объект экономического исследования. В книге «Эволюция законов человеческого взаимодействия» Г.Госсен сформулировал следующие законы:

1. желаемость конкретного блага убывает по мере увеличения наличия этого блага;

2. рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.

Если в трудовой теории стоимости основу цены составляет общественная стоимость, то в теории предельной полезности определяется взаимосвязь «полезность – ценность – цена».

Основным принципом теории маржинализма является рациональное поведение человека в рыночной экономике. Равенство предельных полезностей выступает в качестве критерия оптимального выбора и распространяется сторонниками теории на все стороны хозяйственной жизни.

Впоследствии сформировались два направления теории предельной полезности, различающиеся в трактовке проблем измерения полезности. Дж. Нейман, У.Армстронг, Д.Робертсон и др. предложили искусственные способы измерения абсолютной величины полезности (кардиналистское направление). Ф.Эджуорт, В.Парето, Дж.Хикс, П.Самуэльсон основывались на упорядочивании всех возможных товаров или их наборов по степени предпочтительности или порядковой полезности (ординалистская

концепция).

 

 


Несмотря на абстрактность построений теорий предельной полезности,

они стали основой обоснования ценностного подхода в ценообразовании.

Решающее значение в эволюции теории стоимости сыграли идеи известного экономиста А.Маршалла – основоположника кембриджской теории цены и стоимости, который предпринял попытку объединить взгляды теоретиков классической школы и маржиналистов.

А. Маршалл полагал, что издержки производства и предельная

полезность являются равноправными факторами определения цены.

А.Маршалл обосновал необходимость переноса центра тяжести с дискуссий по проблемам стоимости к изучению закономерностей складывания и взаимодействия спроса и предложения, и на этой основе – к формированию параллельно с теорией стоимости развернутой теории цены.

Существенное внимание А.Маршалл уделял проблемам формирования цены на отдельных рынках под воздействием сил спроса и предложения, придавая равное значение этим двум силам.

Значительным вкладом А.Маршалла в экономическую теорию стало разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом, доказав, что значимость влияния предложения и спроса меняется во времени.

Идеи и концепции А.Маршалла стали основой всех последующих

теоретических работ, посвященных проблемам ценообразования.

Общепризнанного определения такой сложной экономической категории как цена, нет и в настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

Цена – денежное выражение стоимости товара;

Цена – форма выражения ценности, полезности благ, проявляющаяся в процессе обмена;

Цена – количество денег (других товаров или услуг, величина процента), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги;

Цена – издержки производителя плюс искусство менеджера;

Цена – денежное выражение системы ценообразующих факторов,

действующих в данное время.

Существующие разногласия между различными подходами к ценообразованию можно свести к дискуссиям о том, что составляет основу цены товара – «предложение» (издержки, стоимость) или «спрос» (полезность, ценность).

Современная экономическая теория пытается объединить основные концептуальные подходы к ценообразованию, признавая равноправным существование в цене стоимости (объективности) и полезности (субъективности) товара.

 


В современной практике цену следует рассматривать как результат взаимодействия комплекса ценообразующих факторов: спроса, предложения, потребительского выбора.

 

 

Контрольные вопросы к теме 1.1.

 

 

1. В чем заключается сущность концептуального подхода к экономическому содержанию и понятию цены, изложенного представителями классической школы?

2. Назовите основных представителей классической школы.

3. Каковы принципиальные теоретические предпосылки формирования цен, излагаемые в концепции маржиналистов?

4. Назовите особенности теории цены в изложении представителей кембриджской школы?

5. В чем заключаются основные разногласия между изложенными концепциями?

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 1.2. Виды и функции цен


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.