Многообразие цен и оснований для их классификации позволяет на практике объединять их в различные группы. Например, важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:
- оптовые цены на промышленную продукцию;
- цены на продукцию строительства;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на платные услуги населению;
Оптовые цены продукции – это цены, по которым предприятия реализуют крупные партии продукции другим предприятиям или сбытовым организациям.
Различают следующие виды цен на строительную продукцию:
- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта;
- прейскурантная цена – усредненная цена, сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м. жилой площади, малярных, отделочных работ и т.п.);
- договорная цена, которая устанавливается по соглашению сторон между заказчиками и подрядчиками.
Закупочные цены – это цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее государству или предприятиям для последующей переработки. Это разновидность оптовых цен (однако в них не включается налог на добавленную стоимость и акцизы).
Тарифы транспорта (грузового и пассажирского) – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов или самих пассажиров.
Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются в розничной торговле населению. Для многих товаров это конечная цена реализации.
Отпускная цена предприятий общественного питания – форма розничной цены на приготовляемые блюда.
Цены и тарифы на услуги населению – также разновидность розничных цен (связь, здравоохранение, ЖКХ, гостиничные и туристические услуги).