Основные составляющие цены:
1) оптовая цена предприятия (отпускная) состоит из себестоимости и прибыли предприятия;
2) оптовая цена промышленности (торговли), включает кроме отпускной цены снабженческо-сбытовую наценку, т.е. цену на снабженческие и сбытовые услуги, возмещающую издержки сбыта и приносящую прибыль соответствующим организациям;
3) розничная цена, включает торговую наценку на оптовую цену или, часто, торговую скидку с розничной цены (назначается в %, состоит из затрат и прибыли розничной торговли).
В свободной цене, а отчасти и в регулируемой, структурные элементы и их пропорции складываются под воздействием комплекса конъюнктурных факторов, подчиняются рыночным закономерностям, одновременно оказывая регулирующее воздействие на коммерческую политику. Это определяет основные задачи статистики при изучении структуры цены:
1) изучение долевой структуры цены (позволяет оценить долю прибыли, разных видов издержек, налогов в продажной цене товара, сравнить их с аналогичными показателями отрасли, других товаров своего портфеля, вскрыть возможности экономии, резервов, структурного перераспределения деятельности);
2) выявление связи структурных элементов;
3) определение влияния элементов цены, условий производства и реализации на конечную цену и прибыльность коммерческой деятельности.
Изучению структуры цен предшествует
а) группировка товаров по потребительскому назначению и другим признакам,
б) выявление взаимозаменяемых и дополняющих товаров, одинаковых товаров различного качества отличающихся по потребительским параметрам.