Прибыль является одним из важнейших элементов цены. Размеры прибыли должны удовлетворять интересы собственников предприятия и его менеджеров. Прибыль остается в распоряжении предприятия после вычитания из полученной выручки всех расходов, понесенных в связи с выпуском и реализацией продукции, включая принудительные затраты в виде налогов, сборов и иных аналогичных платежей, обеспечивающих необходимые государственные потребности. Правильное определение размера прибыли в цене единицы каждого вида продукции скажется в целом на общей сумме получаемой предприятием прибыли.
Ограничителями размера прибыли, устанавливаемого в расчете на каждую единицу продукции, являются: размер рыночной цены (в том случае, если аналогичная продукция уже имеется на рынке); размер затрат, приходящихся на единицу продукции, в том числе условно-постоянных и условно-переменных.
Формула прибыли:Доходы – Расходы = Прибыль (Убыток)
Доходы– стоимость всех товаров (услуг), проданных за определенный период, вне зависимости от того, получены ли за них деньги.
Расходы – стоимость товаров, услуг и рабочего времени, потребленных за определенный период для получения доходов.
Прибыль– это превышение доходов над расходами.
Убыток– это превышение расходов над доходами.
Рентабельность - является показателем, характеризующим финансовые результаты, эффективность деятельности организации и прибыльность продукции.
Важное назначение показателя рентабельности - определение нормативной прибыли в цене единицы продукции. Рентабельность - это относительный показатель, рассчитываемый в процентах как отношение величины прибыли к какой-либо базе. В ценообразовании в основном используется два показателя рентабельности: рентабельность продукции; рентабельность продаж.
Рентабельность продукции формируется как отношение прибыли к себестоимости.
где Rпрод - рентабельность продукции, - величина целевой прибыли организации, - себестоимость всего выпуска продукции организации.
С помощью данного показателя рентабельности рассчитывается прибыль в составе цены единицы продукции по формуле:
где Пi - нормативная прибыль, включаемая в состав единицы i-го вида продукции, CCi - полная (коммерческая) себестоимость единицы i-го вида продукции.
Рентабельность продаж. Данный показатель характеризует долю прибыли от реализации продукции (в процентах) в составе выручки от реализации продукции. Показатель рентабельности продаж рассчитывается по формуле:
где Rв - рентабельность продаж, - величина целевой прибыли, ВР - выручка от реализации продукции (продаж).