Согласно действующему в республике механизму ценообразования, стоимость строительно-монтажных работ определяется в двух уровнях: базисном и текущем.
В базисном (постоянном) уровне сметная стоимость строительно-монтажных работ рассчитывается на основании сметных норм и цен, введенных в действие с 1.01.1991 года.
Текущий, или прогнозируемый, уровень сметной стоимости строительно-монтажных работ определяется на основе цен, сложившихся к моменту составленияя смет или на основе индексов изменения отдельных элементов затрат к базисной стоимости строительно-монтажных работ.
Для расчета сметной стоимости СМР в текущем уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов, дифференцированная по элементам затрат и по областям республики(Приложения 6, 7). Индексы исчисляются к уровню базисных цен по состоянию на 1.01.1991 года и являются обязательными для всех подрядных строительных организаций, выполняющих строительство объектов общеотраслевого назначения, финансируемых за счет государственного бюджета. Для остальных строительно-монтажных организаций, выполняющих те же виды строительных работ, индексы носят рекомендательный характер. Индекс пересчета в текущий уровень цен включает также компенсацию по накладным расходам, плановым накоплениям, транспортным расходам, временным зданиям и сооружениям и зимнему удорожанию строительства.
Продукция строительства измеряется, прежде всего, объемом произведенных строительно-монтажных работ (СМР). Оборудование, машины, инструменты не включаются в сметную стоимость СМР, так как не подвергаются переработке в процессе строительного производства. Оборудование оплачивается заказчиком отдельно от СМР и затраты на него не включаются в сметную стоимость СМР.
Таким образом, сметная стоимость СМР является основой договорной цены на продукцию строительства, является частью сметной стоимости строительства и складывается из прямых затрат, накладных расходов и плановых накоплений.
Прямые затраты определяются как сумма стоимости ма- териалов, изделий и конструкций, стоимости эксплуатации машин и механизмов и основной заработной платы рабочих.
Потребность в материальных ресурсах рассчитывается на основе физических объемов работ и производственных норм расходов, разрабатываемых непосредственно строительной организацией. Сметная стоимость материалов, изделий и конструкций определяется на основании Сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции для условий строительства в республике, а также оптовых цен, введенных в действие с 1.01.1991г. с начислением транспортных, снабженческо-сбытовых, заготовительно-складских и других расходов.
Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов определяются исходя из проектной потребности времени их работы в машино-сменах (машино-часах) и плановой калькуляции стоимости машино-смен, а также на основе единичных расценок на монтаж оборудования в ценах, введенных в действие с 1.01.1991 г.
Расходы на оплату труда рабочих рассчитываются исходя из проектной потребности в затратах труда рабочих, тарифов, ставок в соответствии с принятой в строительной организации системой оплаты труда. Затраты на основную заработную плату определяются исходя из действующих тарифов на строительную продукцию и работы в базисных ценах 1991 года.
В стоимости СМР значительную часть занимают расходы, связанные с управлением, организацией и обслуживанием строительного производства, т.е. накладные расходы. В состав накладных расходов включаются: административно-хозяйст- венные расходы(оплата труда АУП, мастеров строительных участков и других категорий работников; отчисления фонду социальной защиты и другие налоги от ФОТ; услуги связи, канцелярские и другие расходы), затраты по обслуживанию работников строительства(подготовка и переподготовка кадров, охрана труда и техника безопасности), расходы по организации работ на строительных площадках (ремонт инструмента, разборка временных сооружений, оплата труда групп проектирования производства, благоустройство и содержание строительных площадок), прочие расходы (страхование имущества, платежи по кредитам банков, земельный и экологический налог, расходы на рекламу и др.).
Пример расчета стоимости строительно-монтажных работ за текущий год в фактических ценах (тыс. рублей):
ОТРАСЛЬ – здравоохранение
ЗОНА – промышленно-гражданское строительство
ОБЪЕКТ – поликлиника Завода автоматических линий
Номер п.п.
Наименование затрат
Базовая стоимость в ценах 1991г.
Индексы изменения стоимости строит-ва
Фактическая стоимость
1.
Заработная плата
7,6
2665,7
20259,3
2.
Эксплуатация машин и механизмов
2,2
6942,7
15273,9
3.
Материалы
54,1
9382,0
507566,2
4.
Транспорт
11,2
9188,6
102912,3
5.
Накладные расходы
13,3
2479,1
32972,0
6.
Плановые накопления
24,5
2234,9
54755,1
7.
Временные здания и сооружения
1,1
7855,4
8640,9
8.
Зимнее удорожание строит-ва
0,7
5872,3
4110,6
9.
ИТОГО сметная стоимость строительно-монтажных работ
114,7
746490,3
10.
Средства на создание фонда строительной науки
1,1
7464,9
Фонд развития строительной науки создан в 1993 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию финансирования строительной науки» и формируется за счет средств инвестора в размере 1% от стоимости СМР.
Важную часть цены на продукцию строительства представляет прибыль или плановые накопления. За счет прибыли строительные организации уплачивают налоги в соответствии с законодательством (на недвижимость, на прибыль, местные налоги), отчисляют средства на прирост собственных оборотных средств и создают фонды стимулирования и социального развития.
В соответствии с действующей методикой определения цен на строительную продукцию в Республике Беларусь утверждены обязательные предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений для строек, финансируемых за счет государственного бюджета, во всех остальных случаях эти нормативы носят рекомендательный характер. Нормы накладных расходов и плановых накоплений установлены в процентах к сумме основной заработной платы и стоимости эксплуатации строительных машин, учтенных в сметах затрат, в базисных ценах 1991 года.Предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений установлены отдельно для зон промышленно-гражданского строительства, включая город Минск, и строительство в сельских районах (Приложения 8, 9).
Свободные (договорные цены) на строительную продукцию устанавливаются инвестором (заказчиком) и генподрядчиком на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений. Эта цена формируется с учетом спроса и предложения на строительную продукцию, стоимости материалов, применяемых машин и механизмов, обеспечения прибыли подрядной организации, уплаты налогов.
В республике разработано Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов (тендеров) в строительстве. Целью организации торгов является повышение эффективности производства, качества строительства на основе конкуренции между строительными организациями.
Договорные цены на строительную продукцию формируются по стройкам в целом, с распределением по объектам и комплексам. В состав свободной договорной цены, включаются также налоги, рассчитанные от текущего уровня сметной стоимости СМР – это отчисления в местные целевые бюджетные фонды и фонд поддержки сельскохозяйственных производителей и аграрной науки (3,9 %), налога на добавленную стоимость (18%).