Немаловажное значение при установлении внешнеторговой цены имеет налоговый фактор. Особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров устанавливаются межгосударственными (межправительственными) соглашениями. В практике международной торговли в основном используются два принципа косвенного налогообложенияпринцип страны назначения и принцип страны происхождения. В соответствии с принципом страны назначения экспортные товары в стране вывоза освобождаются от уплаты косвенных налогов. Эти налоги уплачивает импортер в стране ввоза продукции. Принцип взимания налогов по стране происхождения товаров означает, налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров.
Во внешней торговле Республики Беларусь применяется дифференцированный подход. Принцип страны назначения лежит в основе косвенного налогообложения в торговле со странами дальнего зарубежья, а также с Арменией, Узбекистаном и рядом стран, входящих в СНГ и являющихся участниками соглашения о создании зоны свободной торговли (Молдова, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Украина). С остальными странами используется принцип страны происхождения. В будущем предусматривается перейти на единый подход, соответствующий современной международной практике.
Действующим налоговым законодательством установлено, что по импортируемым в республику товарам при ввозе производятся расчет и уплата акцизов и налога на добавленную стоимость (если в косвенном налогообложении используется принцип страны назначения). При этом объектом налогообложения выступает таможенная стоимость товара, ввозимого на территорию Беларуси в таможенном режиме свободного обращения. Ставки акцизов при ввозе устанавливаются адвалорными (в процентах от таможенной стоимости) и специфическими (в твердых суммах за единицу товара в евро). При использовании адвалорной ставки сумму акциза с 1 января 2007 года следует рассчитывать следующим образом:
где – сумма акциза, руб.,
–таможенная стоимость ввозимого товара, руб.;
–размер ввозной таможенной пошлины, руб.;
– сборы за таможенное оформление с 1.01.2007г.не включаются для исчисления акцизов и налога на добавленную стоимость;
–ставка акциза, %.
Налогом на добавленную стоимость облагается таможенная стоимость товаров, которые ввозятся на территорию республики в таможенных режимах свободного обращения, обратного ввоза в измененном состоянии и ввоза для потребления нерезидентами. Облагаемый оборот при исчислении налога на добавленную стоимость включает таможенную стоимость ввезенного товара, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам и сумма акциза. При этом сумма НДС определяется следующим образом:
где – ставка НДС, %.
В последующем при реализации товара на внутреннем рынке с учетом сумм, уплаченных при ввозе, рассчитываются величины налога на добавленную стоимость и акциза (кроме товаров, маркируемых акцизными марками) при реализации товара в соответствии с установленными правилами.
При определении суммы таможенной пошлиныс помощью комбинированной ставкисначала исчисляется ее сумма в процентах от таможенной стоимости, затем в твердой ставке за единицу товара и из них выбирается наибольшая величина. Например, код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь – 8701 20 901 2, наименование позиции – «тягачи седельные… с момента выпуска которых прошло более 7 лет», единица измерения – штук, ставка ввозной таможенной пошлины – 50% от таможенной стоимости, но не менее 2,2 евро за 1 куб.см рабочего объема цилиндров двигателя.
Для защиты экономических интересов государства к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию республики в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию республики товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Беларуси товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии и в других случаях.
Тарифная система республики предусматривает дифференцированный подход по отношению к различным торговым партнерам. Так, по товарам из стран, которым Беларусь не предоставила режима наибольшего благоприятствования в торговле, применяются удвоенные ставки тарифов. Импорт из развивающихся стран, пользующихся преференциями, облагается уменьшенными на 25% тарифами, а из наименее развитых стран товары пошлинами не облагается (за исключением определенного перечня товаров). Импорт из всех стран СНГ освобожден от пошлин на основании многостороннего соглашения о свободной торговле. С целью стимулирования поставок продукции на внешний рынок пошлины на экспорт товаров из республики не применяются.