Трудно переоценить то значение, которое имеют цены в условиях любой национальной экономики. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение потоков (товарных и денежных) внутри страны, распределение национального дохода, уровень благосостояния населения. Почти для всех производителей, вне зависимости от форм собственности, вопрос о ценах является главным, так как в зависимости от ее уровня, предприятие либо получает прибыль и продолжает развиваться, вкладывая деньги в совершенствование товара или создание нового изделия, приобретая новые технологии, или убыток со всеми вытекающими последствиями. Правильная методика расчета и установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любой фирмы в условиях рыночных отношений.
Важность перечисленных факторов возрастает при выходе в сферу внешнеэкономических связей, когда приходится учитывать опыт и высокую квалификацию контрагентов и конкурентов, которые уже давно присутствуют на данном рынке и обладают эффективным управленческим аппаратом, используя развитую рекламную сеть и отлаженную систему сбора и анализа коммерческой информации.
В силу вышеуказанных причин развитие «ценовой грамотности» стало одной из основных задач общества. Целью данного конспекта лекций является анализ механизма формирования цены, начиная от издержек производства, налогов и заканчивая обоснованием целесообразности установления того или иного размера скидки или надбавки, особенностей ценового регулирования в нашей республике и за рубежом, а также антимонопольное законодательство.