Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование политики ценообразования.
Стратегическое планированиенаправлено на регулирование деятельности фирмы и поддержание конкурентоспособности производимых товаров в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы.
Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки ценовых стратегий на долгосрочный период. Оно предполагает трехуровневый экономический анализ – на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия, фирмы, что позволяет руководству правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре.
Тактическое планированиевключает в себя мероприятия краткосрочного или разового характера и направлено на деформации в деятельности производственных подразделений, возникающих вследствие изменения цен на рынке, ошибок управленческого персонала и т. д.
Планированиевключает в себя: •сбор информации о конкурентах, рынке, товарах, ценовой политике конкурентов и т. д.; •оценку издержек производства и сбыта; •определение сегментов рынка; •определение потенциальных покупателей; •определение потенциальных конкурентов; •финансовый анализ;•проведение сегментного анализа рынка; •оценку влияния степени государственного регулирования;•анализ конкуренции; •разработку возможных стратегий; •анализ стратегической политики; •выбор конкретной ценовой стратегии.
Оперативное планирование– быстрое реагирование на все изменения, происходящие как во внутренней, так и во внешней среде фирмы.
•установление высоких цен на инновационные продукты;
•стратегия выбора комбинаций между ценой и качеством товара;
•использование единой линии цен, предусматривающей одновременную продажу на одной торговой площади различных товаров по одной определенной цене в течение короткого промежутка времени;
•организация межсезонных распродаж, ярмарок и т. д.