На цены воздействуют основные факторы: внутренние; •внешние.
К внутреннимотносятся: издержки производства; участники каналов товародвижения; рост производства; характеристики товара; транспортные издержки; надбавки и скидки в пользу посредника и т. д.
К внешнимотносятся: потребители; государственное регулирование; конкуренты; цены конкурентов; величина спроса; вводные пошлины и иные сборы; технический прогресс и т. д.
Выделяют следующие группы факторов,воздействующих на цену:
1) факторы, способствующие снижению цены:
•рост производства; •технический прогресс; •снижение издержек производства и обращения; •рост производительности труда; •конкуренция; •снижение налогов; •расширение прямых связей;
2) факторы, вызывающие рост цены: •монополия предприятия; •увеличение массы денег в обращении; •рост налогов, рост зарплаты; •увеличение прибыли предприятия; •улучшение качества товаров; •соответствие моде; •рост цены рабочей силы;•низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли;
3) производственные факторы: •себестоимость, определяющая уровень, ниже которого цены не должны снижаться (исключая демпинговую ценовую политику); •уровень производственной мощности; •уровень финансового состояния; •уровень деловой активности;
5) факторы конкурентности рынка: •уровень монополизации и конкуренции на рынке; •ценовая политика на рынке;
6) факторы характеристики товара •(новизна, уникальность, качество) и др.;
Основные факторы, влияющие на эластичность спроса и оказывающие значительное влияние на цены:
1.Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос.
2.Доля расхода на данный товар в бюджете потребителя: чем она больше, тем выше эластичность.
3.Степень необходимости данного товара: эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными.
4.Разнообразие возможностей использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос.