Государство должно регулировать условия игры на рынке, а не ценообразование на нём....
Для решения главной задачи - предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления, необходимо государственное установление и регулирование цен не только на продукцию естественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся в значительном количестве.
За последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:
1, Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем "диктует рынок".
2, Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
3, Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
4, Установление твердых фиксированных цен.
5, Установление для предприятий-монополистов предельных цен.
6, Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.
7, Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.
8, Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
9, Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
10, Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
11, Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.