1. Предмет курса. Методы изучения. Роль и функции цены в современной рыночной экономике.
2. Теоретические подходы к определению цены.
3. Основные этапы развития и проблемы ценообразования в России.
Ценообразование – это наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен.
Ценообразование является самостоятельной научной дисциплиной, имеющей свой предмет и методы изучения. Предметом курса является теория цен и практика их установления, или экономические отношения, возникающие по поводу обмена (купли-продажи), которые опосредованы деньгами. В современной экономике ценообразование представлено как раздел экономической теории, маркетинга, менеджмента
Цена – один из основных инструментов экономики. Она определяет структуру производства, оказывает большое влияние на движение материальных потоков, распределение товаров, предопределяет уровень жизни населения. Способ определения цены характеризует природу рынка и саму экономическую систему. В административно-командной системе цены выполняют чисто техническую или расчетную функцию, а не экономическую. Для этой экономической системы характерно плановое директивное ценообразование. В рыночной системе действует свободное ценообразование, а сами цены являются главным инструментом рынка.
Цена выражена в денежной форме, то есть, количественно определена, и является тем универсальным элементом, который связывает продавца с покупателем и позволяет им принимать хозяйственные решения.
Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:
o Учетную (измерительную).
o Распределительную (перераспределительную).
o Стимулирующую.
o Балансирующую спрос и предложение.
Методы исследования ценовых и стоимостных отношений включают:
1. Сбор и обработку эмпирических данных о конъюнктуре рынка, о рыночных ценах и т. д.
2. Обработку и анализ данных, выявление тенденций, закономерностей и законов в ценовой сфере.
3. Другие методы, используемые в базовых науках (экономической теории, маркетинге, менеджменте, экономике и проч.).
Цены оказывают влияние на различные направления деятельности фирмы. От уровня цен напрямую зависят достигаемые ей коммерческие результаты. Поэтому, фирме необходимо устанавливать такие цены на продукцию и услуги, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы достигать поставленные цели и решать стратегические и тактические задачи.
Цена - сложное понятие. Это связано, прежде всего, с многообразием теоретических подходов к ее определению. На сегодняшний день не существует единой теории цены, но в обосновании ее сущности можно выделить несколько подходов. Различия связаны с определениями стоимости и цены. Первый подход связан с положением о том, что в основе цены лежит стоимость, а теория цены основана на теории стоимости. Второй подход связан с тем, что теорию цены рассматривают как относительно самостоятельную, зависящую в основном от действия ценообразующих факторов. Оба подхода базируются на существующих концепциях по поводу определения цены разными направлениями экономической мысли (рис.1).
Рис.1 Теоретические подходы к определению цены
Сторонники трудовой теории стоимости определяющую роль отводят процессу производства в воспроизводственном процессе. Они считают, что стоимость формируется на этапе производства и базируется на издержках. Цена же есть денежное выражение стоимости.
Школа монетаристов определяющую роль отводит сфере обмена. Стоимость и цена представляются как определенная пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Цена – это количество денег, получаемых при обмене.
Маржиналисты акцентируют внимание на сфере распределения и потребления. Они исходят из положения о редкости и ограниченности благ, и цена у них определяется на основе полезности.
Однако, при всех внутренних различиях этих концепциях между ними возможен компромисс, так как любая из них отражает отдельные этапы процесса ценообразования.
Второй подход связан с переходом от разработки теории стоимости к развитию теории цены, и его основоположником можно считать А. Маршалла. Он подходил к определению цены с функциональной точки зрения, т.е., с одной стороны, цена определяется стоимостью, в основе которой лежат издержки производства, с другой стороны, она определяется полезностью блага. Издержки лежат в основе функции предложения, а полезность - в основе функции спроса. Взаимодействие спроса и предложения определяют уровень рыночной цены.
Полезность (MU) è ЦЕНА ç Издержки производства(AC)
Спрос (D) è ЦЕНА (P) ç Предложение (S)
А. Маршаллом была разорвана цепочка «стоимость-цена», с этого момента стали развиваться две самостоятельные теории: «теория цены» и «теория стоимости».
На сегодняшний день в теории ценообразования используется маркетинговый подход. Цена представляется как определенная сумма денег, которая является результатом торга или компромисса между покупателем и продавцом. Маркетологи стараются определить цену, приемлемую рынком. Для этого они разрабатывают ценовую политику и определяют типы ценовых стратегий на конкретном рынке.
В России ценообразование подвергалось изменениям достаточно часто в силу действия объективных экономических законов. Приведем в пример несколько значимых событий.
- 1916-1921гг. - обращение различного рода денежных суррогатов вместо полноценных металлических денег;
- период «военного коммунизма» - запрещение торговли и развал существующей системы ценообразования;
- период НЭПа (1921-1926гг.) – реформы оптовых и закупочных цен;
- 1929-1933гг. – государственное ценообразование практически на все виды продукции на основе издержек;
- 1987г. – хозрасчет и самофинансирование. Снабжение и сбыт по прямым связям и централизованно. Установление цен централизованно, по договоренности с покупателем или самостоятельно.
- 1992г. – либерализация цен.
Либерализацию цен можно считать началом перехода от прежнего «не рыночного» ценообразования к рыночному, принятому в мире. Либерализация экономики, т.е. снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, - ключевой момент в переходе от командной, распределительной экономики к рыночной. Она предполагает, прежде всего, либерализацию цен. Под либерализацией цен понимают отпуск цен, отказ от назначения цен государством и расширение свободы экономических действий субъектов ценообразования. В январе 1991 года были освобождены 40% оптовых цен на изделия легкой промышленности, 50% цен на машины и оборудование, 25% цен на сырье. Розничные цены контролировались государством. В январе 1992 года свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Начался этап перехода к фирменному рыночному ценообразованию. Этот переход осуществлялся в нескольких этапов. Дадим краткие характеристики каждому периоду.
1.1992г. - 1994 гг.
Начало либерализации связанно с ценовым шоком, в котором цены дезориентировали экономических субъектов.
- Структура цен резко изменилась;
- Деньги перестали выполнять свои основные функции;
- Объективный переход к более стабильной валюте – доллару;
- Снижение покупательной способности денег;
- Высокая и неравномерная инфляция (в 1992 году она составила 2508%);
- Высокий уровень налогообложения и дорогие кредиты;
- Снижение объемов производства;
- Инфляционное ценообразование, при котором инфляционный рост затрат закладывался в цену;
- Мягкая правительственная политика.
Период закончился «черным вторником» 11 октября 1994 г.
2.1995г. - август 1998гг.
- Проведение жесткой финансовой политики государством (контроль за М2).
- Погашение инфляции (вошла в двухзначные показатели)
- Введение валютного коридора (от 4300 руб/$ на 1.01.95 до 6500 руб/$ на 1.01.97) и снижение валютных резервов ЦБ;
- Обвал рынка банковских кредитов;
- Выпуск казначейских облигаций (денежных суррогатов);
- Развитие системы взаимозачетов (доля бартера в 1997г. составляла 40%);
- Усиление конкуренции за счет иностранных производителей.
- Снижение цен и тарифов естественных монополий
В этот период активно используются методы затратного ценообразования, при котором, цена возмещает издержки и приносит прибыль.
3.август 1998г. - начало 1999гг.
Период начался 17 августа 1998 года с расширения границ валютного коридора до 9500 руб./$.
- Паника на валютных рынках;
- Дестабилизация банковской системы;
- Снижение покупательной способности рубля;
- Ожидание дефицита и инфляции;
- Массовое увеличение цен;
Ценообразование в этот период носило неустойчивый характер, и было привязано к динамике курса доллара.
Переходный процесс в ценообразовании продолжается. Сегодняшний этап в ценообразовании также имеет свои отличительные черты: структура цен приближается к рыночной, внутренние цены приближаются к мировым. Большинство цен формируется самими предприятиями. Государство воздействует на процессы формирования цен, проводя налоговую, антиинфляционную, таможенную политику, регулируя цены на продукцию естественных монополий.