русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Введение в курс «Ценообразование»


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 886; Нарушение авторских прав


 

1. Предмет курса. Методы изучения. Роль и функции цены в современной рыночной экономике.

2. Теоретические подходы к определению цены.

3. Основные этапы развития и проблемы ценообразования в России.

Ценообразование – это наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен.

Ценообразование является самостоятельной научной дисциплиной, имеющей свой предмет и методы изучения. Предметом курса является теория цен и практика их установления, или экономические отношения, возникающие по поводу обмена (купли-продажи), которые опосредованы деньгами. В современной экономике ценообразование представлено как раздел экономической теории, маркетинга, менеджмента

Цена – один из основных инструментов экономики. Она определяет структуру производства, оказывает большое влияние на движение материальных потоков, распределение товаров, предопределяет уровень жизни населения. Способ определения цены характеризует природу рынка и саму экономическую систему. В административно-командной системе цены выполняют чисто техническую или расчетную функцию, а не экономическую. Для этой экономической системы характерно плановое директивное ценообразование. В рыночной системе действует свободное ценообразование, а сами цены являются главным инструментом рынка.

Цена выражена в денежной форме, то есть, количественно определена, и является тем универсальным элементом, который связывает продавца с покупателем и позволяет им принимать хозяйственные решения.

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

o Учетную (измерительную).

o Распределительную (перераспределительную).



o Стимулирующую.

o Балансирующую спрос и предложение.

Методы исследования ценовых и стоимостных отношений включают:

1. Сбор и обработку эмпирических данных о конъюнктуре рынка, о рыночных ценах и т. д.

2. Обработку и анализ данных, выявление тенденций, закономерностей и законов в ценовой сфере.

3. Другие методы, используемые в базовых науках (экономической теории, маркетинге, менеджменте, экономике и проч.).

Цены оказывают влияние на различные направления деятельности фирмы. От уровня цен напрямую зависят достигаемые ей коммерческие результаты. Поэтому, фирме необходимо устанавливать такие цены на продукцию и услуги, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы достигать поставленные цели и решать стратегические и тактические задачи.

Цена - сложное понятие. Это связано, прежде всего, с многообразием теоретических подходов к ее определению. На сегодняшний день не существует единой теории цены, но в обосновании ее сущности можно выделить несколько подходов. Различия связаны с определениями стоимости и цены. Первый подход связан с положением о том, что в основе цены лежит стоимость, а теория цены основана на теории стоимости. Второй подход связан с тем, что теорию цены рассматривают как относительно самостоятельную, зависящую в основном от действия ценообразующих факторов. Оба подхода базируются на существующих концепциях по поводу определения цены разными направлениями экономической мысли (рис.1).

 

 

Рис.1 Теоретические подходы к определению цены

 

Сторонники трудовой теории стоимости определяющую роль отводят процессу производства в воспроизводственном процессе. Они считают, что стоимость формируется на этапе производства и базируется на издержках. Цена же есть денежное выражение стоимости.

Школа монетаристов определяющую роль отводит сфере обмена. Стоимость и цена представляются как определенная пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Цена – это количество денег, получаемых при обмене.

Маржиналисты акцентируют внимание на сфере распределения и потребления. Они исходят из положения о редкости и ограниченности благ, и цена у них определяется на основе полезности.

Однако, при всех внутренних различиях этих концепциях между ними возможен компромисс, так как любая из них отражает отдельные этапы процесса ценообразования.

Второй подход связан с переходом от разработки теории стоимости к развитию теории цены, и его основоположником можно считать А. Маршалла. Он подходил к определению цены с функциональной точки зрения, т.е., с одной стороны, цена определяется стоимостью, в основе которой лежат издержки производства, с другой стороны, она определяется полезностью блага. Издержки лежат в основе функции предложения, а полезность - в основе функции спроса. Взаимодействие спроса и предложения определяют уровень рыночной цены.

Полезность (MU) è ЦЕНА ç Издержки производства(AC)

Спрос (D) è ЦЕНА (P) ç Предложение (S)

А. Маршаллом была разорвана цепочка «стоимость-цена», с этого момента стали развиваться две самостоятельные теории: «теория цены» и «теория стоимости».

На сегодняшний день в теории ценообразования используется маркетинговый подход. Цена представляется как определенная сумма денег, которая является результатом торга или компромисса между покупателем и продавцом. Маркетологи стараются определить цену, приемлемую рынком. Для этого они разрабатывают ценовую политику и определяют типы ценовых стратегий на конкретном рынке.

В России ценообразование подвергалось изменениям достаточно часто в силу действия объективных экономических законов. Приведем в пример несколько значимых событий.

- 1916-1921гг. - обращение различного рода денежных суррогатов вместо полноценных металлических денег;

- период «военного коммунизма» - запрещение торговли и развал существующей системы ценообразования;

- период НЭПа (1921-1926гг.) – реформы оптовых и закупочных цен;

- 1929-1933гг. – государственное ценообразование практически на все виды продукции на основе издержек;

- 1987г. – хозрасчет и самофинансирование. Снабжение и сбыт по прямым связям и централизованно. Установление цен централизованно, по договоренности с покупателем или самостоятельно.

- 1992г. – либерализация цен.

Либерализацию цен можно считать началом перехода от прежнего «не рыночного» ценообразования к рыночному, принятому в мире. Либерализация экономики, т.е. снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, - ключевой момент в переходе от командной, распределительной экономики к рыночной. Она предполагает, прежде всего, либерализацию цен. Под либерализацией цен понимают отпуск цен, отказ от назначения цен государством и расширение свободы экономических действий субъектов ценообразования. В январе 1991 года были освобождены 40% оптовых цен на изделия легкой промышленности, 50% цен на машины и оборудование, 25% цен на сырье. Розничные цены контролировались государством. В январе 1992 года свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Начался этап перехода к фирменному рыночному ценообразованию. Этот переход осуществлялся в нескольких этапов. Дадим краткие характеристики каждому периоду.

1. 1992г. - 1994 гг.

Начало либерализации связанно с ценовым шоком, в котором цены дезориентировали экономических субъектов.

- Структура цен резко изменилась;

- Деньги перестали выполнять свои основные функции;

- Объективный переход к более стабильной валюте – доллару;

- Снижение покупательной способности денег;

- Высокая и неравномерная инфляция (в 1992 году она составила 2508%);

- Высокий уровень налогообложения и дорогие кредиты;

- Снижение объемов производства;

- Инфляционное ценообразование, при котором инфляционный рост затрат закладывался в цену;

- Мягкая правительственная политика.

Период закончился «черным вторником» 11 октября 1994 г.

2. 1995г. - август 1998гг.

- Проведение жесткой финансовой политики государством (контроль за М2).

- Погашение инфляции (вошла в двухзначные показатели)

- Введение валютного коридора (от 4300 руб/$ на 1.01.95 до 6500 руб/$ на 1.01.97) и снижение валютных резервов ЦБ;

- Обвал рынка банковских кредитов;

- Выпуск казначейских облигаций (денежных суррогатов);

- Развитие системы взаимозачетов (доля бартера в 1997г. составляла 40%);

- Усиление конкуренции за счет иностранных производителей.

- Снижение цен и тарифов естественных монополий

В этот период активно используются методы затратного ценообразования, при котором, цена возмещает издержки и приносит прибыль.

3.август 1998г. - начало 1999гг.

Период начался 17 августа 1998 года с расширения границ валютного коридора до 9500 руб./$.

- Паника на валютных рынках;

- Дестабилизация банковской системы;

- Снижение покупательной способности рубля;

- Ожидание дефицита и инфляции;

- Массовое увеличение цен;

Ценообразование в этот период носило неустойчивый характер, и было привязано к динамике курса доллара.

Переходный процесс в ценообразовании продолжается. Сегодняшний этап в ценообразовании также имеет свои отличительные черты: структура цен приближается к рыночной, внутренние цены приближаются к мировым. Большинство цен формируется самими предприятиями. Государство воздействует на процессы формирования цен, проводя налоговую, антиинфляционную, таможенную политику, регулируя цены на продукцию естественных монополий.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение | Рыночная среда формирования цены. Ценообразующие факторы


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.